Икона «Богоматерь Феодоровская» является одной из самых почитаемых в России. Ее исторически считают покровительницей династии Романовых, так как именно этой иконой благословляли на царство Михаила Федоровича. С конца XVIII века все немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей, принимали православие. В честь Феодоровской иконы они получали себе отчество Фёдоровна. Удивительно, что это — чуть ли не единственная икона, которая после экспедиции Наркомпросса в 1919 году, не покинула церковных стен.
Феодоровская икона с 1991 года находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Иконографический тип иконы относят к самому древнему — «Елеуса», где Младенец и Богородица прильнули друг к другу. «Елеуса» в переводе означает «милостивая». Этот образ — самый лиричный и, в то же время, горький из всех типов иконографии Богородицы. Существует несколько легенд появления иконы Феодоровской. Скорее всего, оно связано с заказом князя Ярослава Всеволодовича. Название, по некоторым источникам, восходит к Феодору Стратилату, который считался покровителем рода князя Ярослава. Богоматерь Федоровская — двусторонняя икона. На обратной стороне был помещен образ святой великомученицы Параскевы. Исследователи предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.
По мнению специалистов, в основе иконографии лежит не менее знаменитая святыня — Богоматерь Владимирская. Но здесь есть несколько особенностей: левая нога Христа обнажена до колена и согнута, тогда как на Владимирской иконе она вытянута и покрыта одеждами. Обнаженная ножка — символ предстоящих смертных мук Иисуса. Также пяточка Христа отвернута от смотрящего, тогда как на Владимирской иконе, наоборот, развернута к нему.
Представленная икона написана в начале XIX века, когда тип иконографии уже сложился и широко тиражировался. На фоне и полях иконы из коллекции музея, слева и справа от фигур в медальонах, тексты: тропарь и кондак. Иконные надписи дублируются на латунном окладе, выполненном с помощью штамповки, чеканки и гравировки. Икона ориентируется на более ранние образцы: лик Богородицы строг и с горечью смотрит на сына. Мафорий темный, украшен эмалевым орнаментом. Одежды Христа, наоборот, яркие, изображены с помощью бронзово-золотой темперы с пробелами.
Феодоровская икона с 1991 года находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Иконографический тип иконы относят к самому древнему — «Елеуса», где Младенец и Богородица прильнули друг к другу. «Елеуса» в переводе означает «милостивая». Этот образ — самый лиричный и, в то же время, горький из всех типов иконографии Богородицы. Существует несколько легенд появления иконы Феодоровской. Скорее всего, оно связано с заказом князя Ярослава Всеволодовича. Название, по некоторым источникам, восходит к Феодору Стратилату, который считался покровителем рода князя Ярослава. Богоматерь Федоровская — двусторонняя икона. На обратной стороне был помещен образ святой великомученицы Параскевы. Исследователи предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.
По мнению специалистов, в основе иконографии лежит не менее знаменитая святыня — Богоматерь Владимирская. Но здесь есть несколько особенностей: левая нога Христа обнажена до колена и согнута, тогда как на Владимирской иконе она вытянута и покрыта одеждами. Обнаженная ножка — символ предстоящих смертных мук Иисуса. Также пяточка Христа отвернута от смотрящего, тогда как на Владимирской иконе, наоборот, развернута к нему.
Представленная икона написана в начале XIX века, когда тип иконографии уже сложился и широко тиражировался. На фоне и полях иконы из коллекции музея, слева и справа от фигур в медальонах, тексты: тропарь и кондак. Иконные надписи дублируются на латунном окладе, выполненном с помощью штамповки, чеканки и гравировки. Икона ориентируется на более ранние образцы: лик Богородицы строг и с горечью смотрит на сына. Мафорий темный, украшен эмалевым орнаментом. Одежды Христа, наоборот, яркие, изображены с помощью бронзово-золотой темперы с пробелами.