Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Курганский областной художественный музей»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богоматерь Феодоровская

Время создания
Первая половина XIX века
Размер
64,5x48,2x3 см
64,5х48,2х3 см
Техника
Темпера, левкас, дерево
3
Открыть в приложении
#1
Неизвестный автор
Богоматерь Феодоровская
#2
Икона «Богоматерь Феодоровская» является одной из самых почитаемых в России. Ее исторически считают покровительницей династии Романовых, так как именно этой иконой благословляли на царство Михаила Федоровича. С конца XVIII века все немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей, принимали православие. В честь Феодоровской иконы они получали себе отчество Фёдоровна. Удивительно, что это — чуть ли не единственная икона, которая после экспедиции Наркомпросса в 1919 году, не покинула церковных стен.

Феодоровская икона с 1991 года находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Иконографический тип иконы относят к самому древнему — «Елеуса», где Младенец и Богородица прильнули друг к другу. «Елеуса» в переводе означает «милостивая». Этот образ — самый лиричный и, в то же время, горький из всех типов иконографии Богородицы. Существует несколько легенд появления иконы Феодоровской. Скорее всего, оно связано с заказом князя Ярослава Всеволодовича. Название, по некоторым источникам, восходит к Феодору Стратилату, который считался покровителем рода князя Ярослава. Богоматерь Федоровская — двусторонняя икона. На обратной стороне был помещен образ святой великомученицы Параскевы. Исследователи предполагают, что появление этого образа связано с супругой Александра Невского.

По мнению специалистов, в основе иконографии лежит не менее знаменитая святыня — Богоматерь Владимирская. Но здесь есть несколько особенностей: левая нога Христа обнажена до колена и согнута, тогда как на Владимирской иконе она вытянута и покрыта одеждами. Обнаженная ножка — символ предстоящих смертных мук Иисуса. Также пяточка Христа отвернута от смотрящего, тогда как на Владимирской иконе, наоборот, развернута к нему.

Представленная икона написана в начале XIX века, когда тип иконографии уже сложился и широко тиражировался. На фоне и полях иконы из коллекции музея, слева и справа от фигур в медальонах, тексты: тропарь и кондак. Иконные надписи дублируются на латунном окладе, выполненном с помощью штамповки, чеканки и гравировки. Икона ориентируется на более ранние образцы: лик Богородицы строг и с горечью смотрит на сына. Мафорий темный, украшен эмалевым орнаментом. Одежды Христа, наоборот, яркие, изображены с помощью бронзово-золотой темперы с пробелами.
#3
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Феодоровская

Время создания
Первая половина XIX века
Размер
64,5x48,2x3 см
64,5х48,2х3 см
Техника
Темпера, левкас, дерево
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%