Образ Богоматери Смоленской относят иконописному типу Одигитрии. Название произошло от имени древнего христианского храма Одигон в Греции, где и обнаружили первую такую икону. Автор книги житий «Минеи-Четьи» Димитрий Ростовский предполагал, что первую Одигитрию написал евангелист Лука по просьбе епископа Феофила Антиохийского.
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Время создания
Вторая половина XVI века
Размер
116,1x93,2 см
116,1х93,2х3,1 см
116,1х93,2х3,1 см
Техника
Дерево, темпера
0
Открыть в приложении#1
Автор неизвестен
Богоматерь Одигитрия Смоленская
#2
#9
Обретение иконы
#8
Как икона впервые попала в русские города — точно не известно. По одной из версий, Одигитрию привезла из Византии черниговская княжна Анна в 1046 году. В начале XII века великий князь Владимир Мономах распорядился перенести икону из Чернигова в Смоленск и там возвести храм Успения Пресвятой Богородицы. Образ стали называть Смоленским.
В XV веке икону доставили в Москву. Здесь изготовили её точную — «мерную» копию и несколько вариантов — изводов.
#7
Иконография
#4
Смоленская икона Божией Матери. Москва, 1456 год. Источник: wikipedia.org
На Смоленской иконе Богоматерь изображали по пояс. Правой рукой она указывала на Иисуса-младенца, который держал в левой руке свиток с законом Божьим, а правая рука его была поднята в благословляющем жесте.На Смоленской иконе Богоматерь изображали по пояс. Правой рукой она указывала на Иисуса-младенца, который держал в левой руке свиток с законом Божьим, а правая рука его была поднята в благословляющем жесте.
#5
Иконы в те годы создавали в несколько этапов. Сначала сушили древесину, а затем раскалывали брёвна и вырезали деревянные основы будущих образов. В ход шли несмолистые породы — липа, ольха, привозной кипарис, но иногда использовали и массив хвойных деревьев. Чаще всего доски для икон готовили специальные мастера — левкасчики. На лицевую сторону полотна они наклеивали паволоку — льняную ткань. На следующем этапе икона в несколько слоёв покрывалась левкасом — специальным меловым раствором. Когда левкас высыхал, его шлифовали стеблями хвоща, а уже по гладкой поверхности писали темперой. Эта краска состояла из порошкового пигмента и яичного желтка, позже в неё стали подмешивать варёное льняное масло или лак. Иногда иконы покрывали сусальным золотом. Такой оклад часто закрывал не только рамку, но и фон между основными фигурами.
#6
Икону Богоматери Одигитрии Смоленской из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали во второй половине XVI века. Несколько веков образ хранился в храмах в Поволжье. В конце XX века его приобрёл Фонд поколений Ханты-Мансийского автономного округа, а в 2011 году икону передали в музейное собрание.
#10
Государственный художественный музей Ханты-Мансийска
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Одигитрия Смоленская
Время создания
Вторая половина XVI века
Размер
116,1x93,2 см
116,1х93,2х3,1 см
116,1х93,2х3,1 см
Техника
Дерево, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться