Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь Одигитрия Казанская

Время создания
XIX век
Размер
30,3x26,5 см
30,3х26,5х3,3 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Одигитрия Казанская
#2
Иконописный тип Богоматери Одигитрия назван по имени древнего христианского храма Одигон в Греции. Здесь впервые обнаружили образ Богоматери с Младенцем на левой руке, по преданию его написал апостол Лука. «Одигитрия» в переводе с греческого означает «указывающая путь».

Список иконы — так в живописи называется копия полотна — обнаружили 21 июля 1579 года в Казанском ханстве уже после того, как Иван Грозный взял его столицу. Поэтому икона и называется Казанской. Как лик оказался в мусульманских землях — неизвестно, исследователи предполагают, что его привезли как военный трофей из константинопольского Влахернского храма. Царь приказал построить в Казани православный храм, а с иконы сделать списки. Вскоре копии Казанской иконы Божьей матери распространились по всей Руси.
#5

Иконография и техника

#3
На Казанской иконе Богоматерь изображали с лёгким наклоном головы и «оплечно», до уровня груди, а Иисуса-младенца — по пояс и строго в анфас. Видна была только правая его рука в благославляющем жесте, левая же скрывалась под покровами. В отличие от других ликов, взгляды Богоматери и Иисуса иконописцы обращали на зрителя. Богоматерь Казанская считалась покровительницей русских воинов, поэтому ее возили с собой в военные походы князь Дмитрий Пожарский и полководец Михаил Кутузов. Образ почитали и в монаршей семье Романовых, а день его обретения в 1649 году царь Алексей Михайлович объявил общероссийским праздником.
#6
Икону из коллекции Государственного художественного музея Ханты-Мансийска написали костромские мастера в XIX веке. Мастера этого города считались одними из лучших. Ещё с XVII века в царской Оружейной палате служили 70 штатных живописцев из Костромы.

Образ писали темперой — в XIX веке порошковая краска на яичном желтке не потеряла своих позиций. Её напротив стали использовать и в светской живописи, при этом желток могли заменять на смесь яйца с лаком. Готовую икону покрывали олифой — варёным льняным или конопляным маслом.
#4
Создатели лика соблюли все каноны. Они изобразили Богоматерь в пурпурной накидке — мафории. Её украшала золоченая бахрома и три звезды, которые символизировали непорочность матери Христа.
#7
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь Одигитрия Казанская

Время создания
XIX век
Размер
30,3x26,5 см
30,3х26,5х3,3 см
Техника
Дерево, левкас, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%