Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XV−XX веков из фондов ГХМ ХМ»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Богоматерь с предстоящими Зосимой и Савватием

Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
30x24,5 см
30х24,5х2 см
Техника
Дерево, темпера
0
Открыть в приложении
#1
Автор неизвестен
Богоматерь Знамение с предстоящими Зосимой и Савватием
#4
Икону «Богоматерь Знамение с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими» написали во второй половине XVII века мастера в Обонежье. Так называлась часть Новгородской земли, которая располагалась вокруг Онежского озера от Ладожского до Белого моря. Именно в новгородском княжестве на иконах впервые стали изображать русских святых.

Изображены Святители Зосима и Савватий Соловецкие, предстоящие Богоматери Знамение
#2

Иконография и техника

#3
В верхней части образа иконописцы написали Богоматерь Знамение — символ скорого рождения Иисуса Христа. Богородица изображена с поднятыми в молитвенной позе руками и с ликом Спаса Эммануила на груди. Эммануилом в иконописи называют Иисуса в детском и юношеском возрасте. На других иконах его писали взрослым, в возрасте 33 лет, когда он уже проповедовал.

Большую часть иконы занимают образы преподобных Зосимы и Савватия — основателей Соловецкого монастыря. Справа изображён Савватий Соловецкий. В 1429 году он вместе с послушником Германом прибыл на каменистые острова, установил поклонный крест и келью. Сюда стали приезжать и другие отшельники, однако после смерти старца эти места опустели. Возродил монастырь преподобный Зосима в 1436 году. Спустя столетие старцев причислили к лику святых. На иконе Зосима написан слева. Оба старца облачены в монашеские одежды и куколи — специальные головные уборы, которые крепились к накидкам, как капюшоны.
#5
Традиция изображать на иконах русских святых возникла в Новгородском княжестве во времена татаро-монгольского нашествия. Тогда торговые пути с Византией были нарушены, и иконы стали писать местные ремесленники. С разрешения духовенства они изменяли канонические сюжеты. Со временем сформировалась новгородская иконописная школа, которая отличалась чеканной манерой письма, строгой симметрией парных икон, особой осанкой святых и типом лиц.

Икону «Богоматерь Знамение с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими» написали на деревянной основе с левкасом — смесью мела, клея и масла. Иконописцы использовали темперу — такую краску изготавливали из порошкового пигмента и яичного желтка. Исследователи предполагают, что этот лик — список с более раннего образа «Преподобные Зосима и Савватий», который также появился на Русском Севере, а в наши дни хранится в Ярославском художественном музее. На этих ликах полностью совпадают все элементы вплоть до деталей одежды.
#6
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Богоматерь с предстоящими Зосимой и Савватием

Время создания
Вторая половина XVII века
Размер
30x24,5 см
30х24,5х2 см
Техника
Дерево, темпера
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%