Традиция изображать на иконах русских святых возникла в Новгородском княжестве во времена татаро-монгольского нашествия. Тогда торговые пути с Византией были нарушены, и иконы стали писать местные ремесленники. С разрешения духовенства они изменяли канонические сюжеты. Со временем сформировалась новгородская иконописная школа, которая отличалась чеканной манерой письма, строгой симметрией парных икон, особой осанкой святых и типом лиц.
Икону «Богоматерь Знамение с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими» написали на деревянной основе с левкасом — смесью мела, клея и масла. Иконописцы использовали темперу — такую краску изготавливали из порошкового пигмента и яичного желтка. Исследователи предполагают, что этот лик — список с более раннего образа «Преподобные Зосима и Савватий», который также появился на Русском Севере, а в наши дни хранится в Ярославском художественном музее. На этих ликах полностью совпадают все элементы вплоть до деталей одежды.