Икону Богоматери Одигитрия с избранными святыми написал неизвестный иконописец в середине XVI века. В среднике иконы находится образ Богородицы с младенцем, тип которого с середины XVII века известен как Богоматерь Шуйская. Чудотворная икона «Богоматерь Шуйская» была написана в 1654 году во время моровой язвы. Её автором стал один благочестивый житель города Шуи. Написанная икона избавила город от эпидемии.
Муромская икона находилась в Успенской церкви Мурома. Образ Богоматери с младенцем окружён фигурами святых, написанными по пояс. Эти фигуры заступников за молящихся символизируют соборную полноту русской православной церкви. Подобный тип иконы восходит к традициям византийского искусства XI–XII веков. На Руси он получил распространение во второй половине XV—первой половине XVI столетия. Как правило, в среднике таких икон находились изображения Богоматери с младенцем или Николая Чудотворца. Фигуры святых располагались парами на полях в соответствии с чином святости или сходством почитания.
Над головой Богоматери, в середине верхнего ряда, изображён Иоанн Предтеча, который возвещал приближение Царства Небесного. Над ним размещена уникальная надпись: «Оагиос (Святой) Иван Мудрый», которая больше не встречается на других русских иконах.
Муромская икона находилась в Успенской церкви Мурома. Образ Богоматери с младенцем окружён фигурами святых, написанными по пояс. Эти фигуры заступников за молящихся символизируют соборную полноту русской православной церкви. Подобный тип иконы восходит к традициям византийского искусства XI–XII веков. На Руси он получил распространение во второй половине XV—первой половине XVI столетия. Как правило, в среднике таких икон находились изображения Богоматери с младенцем или Николая Чудотворца. Фигуры святых располагались парами на полях в соответствии с чином святости или сходством почитания.
Над головой Богоматери, в середине верхнего ряда, изображён Иоанн Предтеча, который возвещал приближение Царства Небесного. Над ним размещена уникальная надпись: «Оагиос (Святой) Иван Мудрый», которая больше не встречается на других русских иконах.
Слева от него находится пророк Илья. Они нарисованы рядом неслучайно: как и Иоанн, Илья был одним из величайших пророков ветхозаветной эпохи, проповедником и аскетом — прообразом христианских монахов. Огненное вознесение Ильи в христианской традиции воспринималось как прообраз Второго пришествия и грядущего спасения. Слева от Иоанна Предтечи расположена фигура архангела Михаила. Как и пророк Илья, он почитался как ходатай за души умерших. В русской иконографике архангела Михаила часто изображали на иконах вознесения Ильи.
Симметрично фигурам Михаила и Ильи находятся изображения Петра и Павла. Пётр держит в руках ключ от райских врат и свиток с надписью: «Ты ес//и Хр//исто». На боковых полях в соответствии с традиционной иерархией святости представлены Николай Чудотворец, архидиакон Стефан, мученицы Параскева Пятница и Варвара.
Архидиакон Стефан был в числе первых семи диаконов, которых рукоположили апостолы. Его изображение символизирует идею апостольского преемства христианской церкви. Николай Чудотворец считался великим архиереем, «равночестным апостолам».
Реставрацию иконы провела Т. М. Мосунова — специалист ВХНРЦ имени Игоря Грабаря в 1990–1993 годах. До реставрации изображение на иконе едва прочитывалось, его покрывала потемневшая олифа. По центру иконы был нанесён слой левкаса — смеси из мела, льняного масла и животного или рыбьего клея. Он скрывал перепад между досками и перекрывал изображение личного письма Богоматери, которое хорошо сохранилось.
В процессе работ открылся яркий колорит иконы. Он был построен на сочетании киновари и аурипигмента на фоне и одеждах святых. Обращают на себя внимание необычные цветные нимбы святых. Широкой темно-красной филенкой по периметру иконы сохранилась авторская двойная легкая опушь коричневого цвета.
Симметрично фигурам Михаила и Ильи находятся изображения Петра и Павла. Пётр держит в руках ключ от райских врат и свиток с надписью: «Ты ес//и Хр//исто». На боковых полях в соответствии с традиционной иерархией святости представлены Николай Чудотворец, архидиакон Стефан, мученицы Параскева Пятница и Варвара.
Архидиакон Стефан был в числе первых семи диаконов, которых рукоположили апостолы. Его изображение символизирует идею апостольского преемства христианской церкви. Николай Чудотворец считался великим архиереем, «равночестным апостолам».
Реставрацию иконы провела Т. М. Мосунова — специалист ВХНРЦ имени Игоря Грабаря в 1990–1993 годах. До реставрации изображение на иконе едва прочитывалось, его покрывала потемневшая олифа. По центру иконы был нанесён слой левкаса — смеси из мела, льняного масла и животного или рыбьего клея. Он скрывал перепад между досками и перекрывал изображение личного письма Богоматери, которое хорошо сохранилось.
В процессе работ открылся яркий колорит иконы. Он был построен на сочетании киновари и аурипигмента на фоне и одеждах святых. Обращают на себя внимание необычные цветные нимбы святых. Широкой темно-красной филенкой по периметру иконы сохранилась авторская двойная легкая опушь коричневого цвета.