Икону создал священник Матфей Яковлев в 1829 году. Образ написан с чудотворной иконы Богоматери Муромской, который находился в Рязани. Перенесение образа из Рязани в Муром в сентябре 1829 года стало настоящим событием. Оно сопровождалось молебном и большим крестным ходом.
Жители Мурома утратили эту икону ещё в древности. Сведения о ней находятся в «Повести о Василии Рязанском». Святой Василий был епископом православной церкви в XIII веке. Его несправедливо обвинили в блуде и изгнали из Мурома. Святой Василий поселился в Рязани и перенёс туда икону Богородицы. Святитель путешествовал на мантии по водам реки Ока против её течения. В руках он держал образ Богоматери. Это странствие считается одним из чудес, которые исходили от иконы. В Муроме о культе образа Богоматери Муромской не сохранилось ранних известий вплоть до XVIII века.
После победы над Наполеоном в 1812 году Россию ознаменовал патриотический подъём. У дворян проснулся интереса к народным сокровищам и древностям. В это время почитание образа Богоматери Муромской получило новое развитие. Муромцы выразили желание прославить эту икону. Они заложили придел в её честь при городском соборе Рождества Богородицы.
Жители Мурома утратили эту икону ещё в древности. Сведения о ней находятся в «Повести о Василии Рязанском». Святой Василий был епископом православной церкви в XIII веке. Его несправедливо обвинили в блуде и изгнали из Мурома. Святой Василий поселился в Рязани и перенёс туда икону Богородицы. Святитель путешествовал на мантии по водам реки Ока против её течения. В руках он держал образ Богоматери. Это странствие считается одним из чудес, которые исходили от иконы. В Муроме о культе образа Богоматери Муромской не сохранилось ранних известий вплоть до XVIII века.
В городе сохранились документальные свидетельства о нескольких иконах Богоматери Муромской. Все они датируются XVIII и XIX веками. Например, в Екатерининском приделе Христорождественского храма находился образ «Богоматерь Муромская». Его создал иконописец Александр Казанцев в 1730 году. Согласно Описи 1768 года, ещё одна икона Богоматери Муромской хранилась в Введенской церкви Воскресенского монастыря.
После победы над Наполеоном в 1812 году Россию ознаменовал патриотический подъём. У дворян проснулся интереса к народным сокровищам и древностям. В это время почитание образа Богоматери Муромской получило новое развитие. Муромцы выразили желание прославить эту икону. Они заложили придел в её честь при городском соборе Рождества Богородицы.
Представленная здесь икона стала главным украшением городской церкви. В 1831 году она засияла драгоценным обрамлением, созданным на деньги жителей Мурома. У иконы появился чеканный серебряный оклад, украшенный по верхнему и нижнему краю мотивами аканта, накладными звездами и стразами, и жемчужная риза. К концу 1820-х годов икона «Муромская» в полной мере осознаётся муромцами как местная историческая святыня. Когда оригинал иконы, который хранился в Рязани, исчез, эта копия приобрела особую ценность.