Название иконы «Неопалимая Купина» восходит к Ветхому Завету — этим оборотом описывали куст, в котором Бог явился Моисею. По преданию, куст был объят пламенем, но не сгорал.
Неопалимая Купина
Время создания
конец XIX века
Размер
38,5x30 см
Техника
дерево, левкас, темпера
2
Открыть в приложении#10
#11
«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провёл он стадо далеко в пустыню, и пришёл к горе Божией Хориву.
И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает.»
Вторая книга Моисеева. Исход. Глава 3
#13
Икона с таким названием символизирует непорочное зачатие. Как купина горит и не сгорает, так и Божия Матерь остаётся Пречистой Девой. Другое толкование иконы гласит, что Богоматерь, хоть и родилась на земле, осталась безгрешной.
В ранних вариантах иконы до XVI века иконописцы трактовали Ветхий Завет почти дословно. Деву Марию с Младенцем изображали в пламени горящего куста, а Моисея — преклонившим перед ними колени.
Начиная с XVII столетия иконописцы стали символически представлять Деву Марию Владычицей Вселенной в окружении ангельских сил. В центре иконы из собрания Приморской картинной галереи Богоматерь с Младенцем написана по типу «Одигитрия». В таком варианте Христа изображали на руках у Девы Марии лицом к зрителю, которого он благословляет правой рукой. Богоматерь на иконах по типу «Одигитрия» художники обычно писали по пояс, но иногда по плечи или даже в полный рост.
Икону из собрания галереи можно отнести к старообрядческим. В красных лучах изображены символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе — христианской церковной книге, которая содержала пророчества о конце света. Обычно святого Марка представляли львом, Луку — волом, Иоанна — орлом, а святого Матфея — ангелом. Указом Синода от 1722 года было запрещено писать евангелистов в виде животных.
Если старообрядческую икону заказывала семья, на полях традиционно изображали ангелов-хранителей с именами её членов. Считалось, что небесные покровители помогают в разных житейских нуждах. Сама икона «Неопалимая купина» считалась защитницей от стихий — огня и грома.
В ранних вариантах иконы до XVI века иконописцы трактовали Ветхий Завет почти дословно. Деву Марию с Младенцем изображали в пламени горящего куста, а Моисея — преклонившим перед ними колени.
Начиная с XVII столетия иконописцы стали символически представлять Деву Марию Владычицей Вселенной в окружении ангельских сил. В центре иконы из собрания Приморской картинной галереи Богоматерь с Младенцем написана по типу «Одигитрия». В таком варианте Христа изображали на руках у Девы Марии лицом к зрителю, которого он благословляет правой рукой. Богоматерь на иконах по типу «Одигитрия» художники обычно писали по пояс, но иногда по плечи или даже в полный рост.
Икону из собрания галереи можно отнести к старообрядческим. В красных лучах изображены символы святых евангелистов, упомянутых в Апокалипсисе — христианской церковной книге, которая содержала пророчества о конце света. Обычно святого Марка представляли львом, Луку — волом, Иоанна — орлом, а святого Матфея — ангелом. Указом Синода от 1722 года было запрещено писать евангелистов в виде животных.
Если старообрядческую икону заказывала семья, на полях традиционно изображали ангелов-хранителей с именами её членов. Считалось, что небесные покровители помогают в разных житейских нуждах. Сама икона «Неопалимая купина» считалась защитницей от стихий — огня и грома.
#14
Министерство культуры РФ
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Неопалимая Купина
Время создания
конец XIX века
Размер
38,5x30 см
Техника
дерево, левкас, темпера
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться