Представленная икона «Богоматерь Абалакская» — это копия с чудотворной иконы, находившейся в Абалакском Свято-Знаменском мужском монастыре Тобольской губернии. Абалакский образ Богоматери — один из самых почитаемых в Сибири.
Иконография образа восходит к иконографическому типу «Знамение». «Знамение», или «Оранта», является одним из основных типов изображения Богоматери. Ее руки раскинуты в стороны, а ладони раскрыты наружу, что является жестом заступнической молитвы. На груди в медальоне образ Божественного младенца — еще не родившегося Иисуса Христа. Название «Знамение» впервые упоминается в летописи «Сказание о битве новгородцев с суздальцами 1169»: «Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде». С тех пор термин «Знамение» закрепился за этой иконографией.
Оригинал Абалакской иконы Божьей Матери был создан в 1637 году при Тобольском архиепископе Нектарии. Чудесное обретение Абалакской иконы произошло благодаря вдове по имени Мария, проживавшей на Абалакском погосте, в тридцати километрах от города Тобольска. Женщина часто видела сны и видения, в которых являлись образы Богоматери «Знамение», Марии Египетской, а также Николая Чудотворца. Мария рассказала об этом священнику, и тот начал строительство храма Знамения. В 1636 году он заказал написание соответствующей иконы с тремя упомянутыми святыми. Считалось, что молитва перед этой иконой давала людям облегчение и исцеление от множества заболеваний. С образа выполнено большое количество копий, которые также были признаны чудотворными. Одна из них — чудотворная икона Абалакская-Семипалатинская, в честь которой по указу императрицы Екатерины II был учрежден Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь. Икона из собрания Курганского музея является копией с той, которая была представлена в монастыре и бесследно утеряна после революции, в 1919 году.
Главное отличие иконы «Богоматерь Абалакская» в том, что на полях есть изображения предстоящих святых: Николы Чудотворца и Марии Египетской. На голове Богоматери — плат с имитацией жемчуга, венец с элементами растительного орнамента, херувимами и фигурным контуром. Узоры на венце и полях имитируют орнамент оклада, под которым чудотворная икона находилась во второй половине XIX века, в момент написания копии.
Иконография образа восходит к иконографическому типу «Знамение». «Знамение», или «Оранта», является одним из основных типов изображения Богоматери. Ее руки раскинуты в стороны, а ладони раскрыты наружу, что является жестом заступнической молитвы. На груди в медальоне образ Божественного младенца — еще не родившегося Иисуса Христа. Название «Знамение» впервые упоминается в летописи «Сказание о битве новгородцев с суздальцами 1169»: «Свершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде». С тех пор термин «Знамение» закрепился за этой иконографией.
Оригинал Абалакской иконы Божьей Матери был создан в 1637 году при Тобольском архиепископе Нектарии. Чудесное обретение Абалакской иконы произошло благодаря вдове по имени Мария, проживавшей на Абалакском погосте, в тридцати километрах от города Тобольска. Женщина часто видела сны и видения, в которых являлись образы Богоматери «Знамение», Марии Египетской, а также Николая Чудотворца. Мария рассказала об этом священнику, и тот начал строительство храма Знамения. В 1636 году он заказал написание соответствующей иконы с тремя упомянутыми святыми. Считалось, что молитва перед этой иконой давала людям облегчение и исцеление от множества заболеваний. С образа выполнено большое количество копий, которые также были признаны чудотворными. Одна из них — чудотворная икона Абалакская-Семипалатинская, в честь которой по указу императрицы Екатерины II был учрежден Абалакский Свято-Знаменский мужской монастырь. Икона из собрания Курганского музея является копией с той, которая была представлена в монастыре и бесследно утеряна после революции, в 1919 году.
Главное отличие иконы «Богоматерь Абалакская» в том, что на полях есть изображения предстоящих святых: Николы Чудотворца и Марии Египетской. На голове Богоматери — плат с имитацией жемчуга, венец с элементами растительного орнамента, херувимами и фигурным контуром. Узоры на венце и полях имитируют орнамент оклада, под которым чудотворная икона находилась во второй половине XIX века, в момент написания копии.