В христианской традиции архангелы занимают высшую категорию в ангельской иерархии. Они выполняют особые поручения Бога в утверждении на земле Царства Божия. Православное учение выделяет восемь архангелов: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.
Архангел Михаил занимает среди них главное место. Имя Михаил в переводе с иврита означает «Кто как Бог?». По библейскому преданию, это имя Архангел получил во время схватки с Ангелом Денницей, который осмелился воевать с Господом. Впоследствии Денница потерял свое ангельское имя и стал известен как сатана или дьявол. Архангел бросил клич «Кто как Бог?», обращаясь к ангельскому войску. После победы он стал носить имя Михаил. Ему, единственному из всех, было даровано особое звание — Архистратиг, что означает «глава святого воинства Архангелов и Ангелов». В Православной традиции он является покровителем земных воинов.
Существует несколько вариантов иконографии этого архангела. На представленной иконе он изображен в полный рост в образе Архистратига — могущественного воина-предводителя. Таким он предстал перед Иисусом Навином, открыв ему тайну победы над Иерихоном. Архангел облачен в латы. В правой руке у него меч, в левой — ножны. По своей стилистике одеяние Михаила близко к форме римского легионера. Такое изображение имеет византийские корни, но является каноничным в Православии.
Икона была создана в конце XIX века в одном из иконописных центров Вязниковского уезда Владимирской губернии. Палехские иконы выделяются из ряда произведений других иконописных школ особыми живописными приемами. Иконописцы сел Палеха, Мстёры использовали большое количество твореного золота в прорисовке орнаментов и одежд, что придавало особенную торжественность образам. Иконы этой школы отличает скрупулезность и разнообразие в исполнении деталей. На иконе из собрания Курганского областного художественного музея латы изображены с орнаментом, имитирующим технику «чернь по золоту». Поля и нимб украшены сложным гравированным орнаментом с раскраской «под эмаль».
Рубеж XIX–XX веков в искусстве ознаменован наступлением стиля модерн. Несмотря на то, что наиболее полно он проявил себя в светском искусстве, его влияние коснулось и православной иконописи. Каноничные цветовые сочетания разбавились новыми оттенками: сиреневым, розовым, серым. Наряду с темперой и маслом, вошли в обиход эмали и лаковые краски «под эмаль». В основном, их использовали в нимбах и орнаментах на полях. Одной из особенностей стиля модерн было тяготение к миру природы. В иконах это проявилось обилием растительных орнаментов в украшении одежд и фона. В этой иконе орнамент имеет сакральный смысл. По преданию, Всевышний доверил Архангелу Михаилу охранять врата Рая, поэтому на его нимбе изображен растительный орнамент, символизирующий райский сад.
Архангел Михаил занимает среди них главное место. Имя Михаил в переводе с иврита означает «Кто как Бог?». По библейскому преданию, это имя Архангел получил во время схватки с Ангелом Денницей, который осмелился воевать с Господом. Впоследствии Денница потерял свое ангельское имя и стал известен как сатана или дьявол. Архангел бросил клич «Кто как Бог?», обращаясь к ангельскому войску. После победы он стал носить имя Михаил. Ему, единственному из всех, было даровано особое звание — Архистратиг, что означает «глава святого воинства Архангелов и Ангелов». В Православной традиции он является покровителем земных воинов.
Существует несколько вариантов иконографии этого архангела. На представленной иконе он изображен в полный рост в образе Архистратига — могущественного воина-предводителя. Таким он предстал перед Иисусом Навином, открыв ему тайну победы над Иерихоном. Архангел облачен в латы. В правой руке у него меч, в левой — ножны. По своей стилистике одеяние Михаила близко к форме римского легионера. Такое изображение имеет византийские корни, но является каноничным в Православии.
Икона была создана в конце XIX века в одном из иконописных центров Вязниковского уезда Владимирской губернии. Палехские иконы выделяются из ряда произведений других иконописных школ особыми живописными приемами. Иконописцы сел Палеха, Мстёры использовали большое количество твореного золота в прорисовке орнаментов и одежд, что придавало особенную торжественность образам. Иконы этой школы отличает скрупулезность и разнообразие в исполнении деталей. На иконе из собрания Курганского областного художественного музея латы изображены с орнаментом, имитирующим технику «чернь по золоту». Поля и нимб украшены сложным гравированным орнаментом с раскраской «под эмаль».
Рубеж XIX–XX веков в искусстве ознаменован наступлением стиля модерн. Несмотря на то, что наиболее полно он проявил себя в светском искусстве, его влияние коснулось и православной иконописи. Каноничные цветовые сочетания разбавились новыми оттенками: сиреневым, розовым, серым. Наряду с темперой и маслом, вошли в обиход эмали и лаковые краски «под эмаль». В основном, их использовали в нимбах и орнаментах на полях. Одной из особенностей стиля модерн было тяготение к миру природы. В иконах это проявилось обилием растительных орнаментов в украшении одежд и фона. В этой иконе орнамент имеет сакральный смысл. По преданию, Всевышний доверил Архангелу Михаилу охранять врата Рая, поэтому на его нимбе изображен растительный орнамент, символизирующий райский сад.