«Катюша» — боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 — была разработана коллективом конструкторов Реактивного научно-исследовательского института в Москве. Ее приняли на вооружение в 1941 году.
БМ-13 была предназначена для стрельбы 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами и применялась для уничтожения живой силы, огневых и мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения.
Машина обладала большой маневренностью и создавала большую плотность огня: она могла в течение 7–10 секунд произвести залп 16 снарядами. Артиллерийская часть производилась на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Она монтировалась на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.
21 июня 1941 года боевые машины реактивной артиллерии продемонстрировали руководителям советского правительства. Буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки.
Уже через пять дней, 26 июня 1941 года, была завершена сборка первых серийных пусковых установок БМ-13 на шасси автомобиля ЗиС-6. На грузовике был установлен пакет из 16 направляющих в виде легких рельс, за 8–10 секунд система выпускала 1248 кг взрывчатки на дистанцию до 9 км.
28 июня была создана экспериментальная батарея реактивной артиллерии из семи боевых машин под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова. 14 июля 1941 года был произведен первый залп по противнику под городом Орша.
Пусковые установки БМ-13 не отличались точностью стрельбы, но были очень эффективны при массированном применении. Мобильность установки позволяла быстро менять позицию и избегать ответного удара противника. На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать ее и тем самым уничтожить реактивные системы.
Батарея Ивана Андреевича Флёрова успешно громила гитлеровцев вплоть до октября 1941 года. В ночь на 7 октября 1941 года подразделение попало в засаду. Личный состав и командир погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Капитан Флёров был награжден орденом Отечественной войны 1 степени посмертно.
БМ-13 была предназначена для стрельбы 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами и применялась для уничтожения живой силы, огневых и мотомеханизированных средств противника в местах их сосредоточения.
Машина обладала большой маневренностью и создавала большую плотность огня: она могла в течение 7–10 секунд произвести залп 16 снарядами. Артиллерийская часть производилась на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе «Компрессор». Она монтировалась на шасси трехосного автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6.
21 июня 1941 года боевые машины реактивной артиллерии продемонстрировали руководителям советского правительства. Буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки.
Уже через пять дней, 26 июня 1941 года, была завершена сборка первых серийных пусковых установок БМ-13 на шасси автомобиля ЗиС-6. На грузовике был установлен пакет из 16 направляющих в виде легких рельс, за 8–10 секунд система выпускала 1248 кг взрывчатки на дистанцию до 9 км.
28 июня была создана экспериментальная батарея реактивной артиллерии из семи боевых машин под командованием капитана Ивана Андреевича Флёрова. 14 июля 1941 года был произведен первый залп по противнику под городом Орша.
Пусковые установки БМ-13 не отличались точностью стрельбы, но были очень эффективны при массированном применении. Мобильность установки позволяла быстро менять позицию и избегать ответного удара противника. На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать ее и тем самым уничтожить реактивные системы.
Батарея Ивана Андреевича Флёрова успешно громила гитлеровцев вплоть до октября 1941 года. В ночь на 7 октября 1941 года подразделение попало в засаду. Личный состав и командир погибли, расстреляв весь боезапас и взорвав боевые машины. Капитан Флёров был награжден орденом Отечественной войны 1 степени посмертно.