В Северском историко-краеведческом музее хранится замечательная коллекция керамики. И это не случайно. Дело в том, что в станице Северской располагались залежи легкоплавкой глины и поэтому вскоре после основания станицы здесь появились «гончарные заведения», к 1881 году их было четыре. В 1913 году гончарным промыслом занимались уже семь человек, в основном из числа иногородних, которые сбывали свою продукцию и местным жителям, и приезжим скупщикам. Но уже к началу ХХ века глиняная посуда постепенно вытесняется более популярным фарфором.
Как же изготавливали керамику в ХIХ веке?
Сначала глину месили ногами, затем ее мяли на лавках и чесали гребнем, чтобы убрать весь мусор. Труд был тяжелый, месили глину долго, пока не станет она похожей на опару для теста. А далее раскатывали на лавках, рвали на куски и уже после этого набивали на круг, вращая, придавали форму и оправляли на обжиг в гончарные горны (печи).
Очень часто посуду покрывали глазурью зеленой. Коричневой, желтой. Народные мастера для красоты старались нанести орнамент на свои изделия. Керамику делали различных форм и размеров: кувшины, глечики, крынки, горшки, миски, макитры и макитерки, корчаги, махотки (низкие кувшины с широким горлышком, с ручкой, носиком, иногда крышкой), кружки, пасочницы и другие.
В Северском музее хранится именной керамический бочонок (барыло) — сосуд для вина. История его бытования, увы, не известна. Но на сосуде сохранилась гравировка «Тихон Федорович Влащик. 192…года. 25 июнь». Возможно, это имя гончара, а может имя обладателя этого замечательного раритета.