В экспозиции Самарского областного художественного музея хранится иранский кашкуль из морского ореха с цепочкой. Кашкуль — это сосуд особой формы, который бродячие дервиши (аскеты) использовали для еды, питья и сбора подаяния. Кашкули также использовались как сосуды для хранения воды или освежающих напитков при утолении жажды плакальщиков на погребальных и поминальных церемониях. Он представляет собой половинку самого большого в мире ореха, известного как морской, или двойной, кокос.
Сумка дервиша из коллекции музея богато украшена резными цветочными узорами. На одной стороне изображен юноша с кашкулем, держащий в одной руке цветок, а в другой — секиру табарзин. На другой стороне — сцена со всадником, стреляющим из ружья в хищника. Кашкули подобного рода являются истинными произведениями прикладного искусства, каллиграфии и миниатюры.
Произрастающие ныне на побережье Индийского океана пальмы двойного кокоса первоначально росли только в одном месте: это пять близко расположенных небольших островов в Сейшельском архипелаге, в западной части Индийского океана. Основные течения Индийского океана направлены с запада на восток, и потому орехи, упавшие в воду, переносятся течениями к побережью Южной и Юго-Восточной Азии, где они традиционно считаются весьма ценными находками вследствие необычности своей двудольной формы и таинственности происхождения.
Традиция странников носить с собой кашкуль как сумку, судя по всему, проникла в Иран из Индии. Контакты суфиев этих двух стран в период с 1510 по 1737 год были особенно активными. Проникновению кашкуля в Иран сопутствовали рассказы о его мифических и магических свойствах, о скрытой в нем целительной силе. Эти рассказы стали частью иранского фольклора, хотя и имели индийское происхождение. Однако кашкуль ассоциировался именно с дервишами, благодаря которым его функция талисмана стала видоизменяться и он превратился прежде всего в символ преданности пути духовной нищеты. Если ученик пренебрегал своими обязательствами, мастер мог лишить его права носить кашкуль.
Суфии-ремесленники украшали поверхность кашкуля затейливыми узорами, стихами и портретами своего мастера, а также сурами Корана.
Сумка дервиша из коллекции музея богато украшена резными цветочными узорами. На одной стороне изображен юноша с кашкулем, держащий в одной руке цветок, а в другой — секиру табарзин. На другой стороне — сцена со всадником, стреляющим из ружья в хищника. Кашкули подобного рода являются истинными произведениями прикладного искусства, каллиграфии и миниатюры.
Произрастающие ныне на побережье Индийского океана пальмы двойного кокоса первоначально росли только в одном месте: это пять близко расположенных небольших островов в Сейшельском архипелаге, в западной части Индийского океана. Основные течения Индийского океана направлены с запада на восток, и потому орехи, упавшие в воду, переносятся течениями к побережью Южной и Юго-Восточной Азии, где они традиционно считаются весьма ценными находками вследствие необычности своей двудольной формы и таинственности происхождения.
Традиция странников носить с собой кашкуль как сумку, судя по всему, проникла в Иран из Индии. Контакты суфиев этих двух стран в период с 1510 по 1737 год были особенно активными. Проникновению кашкуля в Иран сопутствовали рассказы о его мифических и магических свойствах, о скрытой в нем целительной силе. Эти рассказы стали частью иранского фольклора, хотя и имели индийское происхождение. Однако кашкуль ассоциировался именно с дервишами, благодаря которым его функция талисмана стала видоизменяться и он превратился прежде всего в символ преданности пути духовной нищеты. Если ученик пренебрегал своими обязательствами, мастер мог лишить его права носить кашкуль.
Суфии-ремесленники украшали поверхность кашкуля затейливыми узорами, стихами и портретами своего мастера, а также сурами Корана.