Бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника были найдены во время археологических работ у поселка Комсомольский, Красноярского района Астраханской области в 1987–1988 годах.
По инвентарю в погребении исследователи сделали вывод, что женщина при жизни была семейной или родовой жрицей и занимала в обществе высокое положение. Нашивные бляшки представляют собой декор, которым украшали одежду, конские попоны или тканевые культовые предметы. В нашем случае сохранилось два вида бляшек: полусферические и зооморфные, в форме бараньих голов с рожками. А расшит ими был подол халата жрицы и лицевые стороны рукавов от запястий до локтей. Специалисты смогли даже восстановить узор: декоративный фриз (полоса) сверху и снизу был ограничен полосками зооморфных бляшек. Они чередовались с полусферическими, которые нашивали ромбами.
По мнению ученых, бляшки были созданы примерно в I–II веках нашей эры. В ту эпоху древние мастера часто украшали свои изделия изображениями животных, которые занимали важное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из самых популярных символов был баран — его часто изображали на парадной посуде, декоративных элементах конской упряжи, оружии, ювелирных украшениях. У древних иранских народов он считался олицетворением «небесной благодати» и был неизменным спутником сармата всюду — в быту и сражениях, в земной и загробной жизни. Конечно, «культ барана» возник не на пустом месте. Для кочевых народов он был одним из самых ценных животных, которое обеспечивало жизнь человека: давало мясо, молоко и шерсть. На многих предметах даже имитировали изображение шерсти барана, что придавало ей особое магическое, по мнению сарматов, значение. Баранья шкура и шерсть считалась символом благополучия, обильного урожая и плодородия, их использовали в культовых церемониях. Приносили в жертву и самих баранов.
В 2005 году бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.
По инвентарю в погребении исследователи сделали вывод, что женщина при жизни была семейной или родовой жрицей и занимала в обществе высокое положение. Нашивные бляшки представляют собой декор, которым украшали одежду, конские попоны или тканевые культовые предметы. В нашем случае сохранилось два вида бляшек: полусферические и зооморфные, в форме бараньих голов с рожками. А расшит ими был подол халата жрицы и лицевые стороны рукавов от запястий до локтей. Специалисты смогли даже восстановить узор: декоративный фриз (полоса) сверху и снизу был ограничен полосками зооморфных бляшек. Они чередовались с полусферическими, которые нашивали ромбами.
По мнению ученых, бляшки были созданы примерно в I–II веках нашей эры. В ту эпоху древние мастера часто украшали свои изделия изображениями животных, которые занимали важное место в религиозно-культовых представлениях сарматов. Одним из самых популярных символов был баран — его часто изображали на парадной посуде, декоративных элементах конской упряжи, оружии, ювелирных украшениях. У древних иранских народов он считался олицетворением «небесной благодати» и был неизменным спутником сармата всюду — в быту и сражениях, в земной и загробной жизни. Конечно, «культ барана» возник не на пустом месте. Для кочевых народов он был одним из самых ценных животных, которое обеспечивало жизнь человека: давало мясо, молоко и шерсть. На многих предметах даже имитировали изображение шерсти барана, что придавало ей особое магическое, по мнению сарматов, значение. Баранья шкура и шерсть считалась символом благополучия, обильного урожая и плодородия, их использовали в культовых церемониях. Приносили в жертву и самих баранов.
В 2005 году бляшки из коллекции Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими находками экспонировался на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.