Нашивную бляшку нашли в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Погребение было открыто и разрушено в 1984 году во время прокладки водопроводной траншеи.
Этот элемент принадлежит к эпохе сарматов — древнего народа, который состоял из кочевых ираноязычных племен и с IV века до нашей эры по первые века нашей эры населял степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря.
Нашивными бляшками сарматские женщины украшали одежду. Она была очень разнообразной. Для окраски тканей использовали в основном три цвета: красный, белый и синий. Эти три цвета соответствовали трем зонам мироздания (верхней, средней и нижней) и, соответственно — трем основным сословиям у индоиранцев (воины — жрецы — работники).
Кроме платьев, нашивными бляшками декорировали погребальные покрывала. Поэтому в богатых погребальных комплексах сарматской культуры находят много бляшек — сразу партиями, и как правило, разных форм. Исследователи полагают, что их нашивали на ткань в определенном порядке: составляли разные декоративные композиции.
Квадратную нашивную бляшку из нашей коллекции украшают розетки в центре и стилизованные бараньи головки по углам. Также по углам расположены отверстия для пришивания на ткань. Бляшки с геометрическим орнаментом или зооморфными мотивами — украшениями в виде животных — были особенно популярны. В нашем случае соединились разные виды декора: геометрическая форма в виде квадрата, зооморфный мотив, головы баранов, и растительный элемент — вихревая розетка в центре. Розетка олицетворяет «мировое дерево», а бараны в эпоху сарматов обозначали «символ небесной благодати».
В целом, сарматские женщины очень вдумчиво и тщательно подходили к вопросу украшения одежды. Например, археологи никогда не находят предметы одежды с повторяющимися узорами. Бляшками, как правило, расшивали подол, рукава, горловину костюма — иногда их располагали очень близко друг к другу. Известны случаи, когда бляшки нашивали практически без промежутков, создавая иллюзию сплошной металлической полосы.
В 2005 году бляшка вместе с другими предметами экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.