Пиксиду в форме цилиндра из коллекции Астраханского музея-заповедника нашли в погребении в бугре Бэра у села Косика Енотаевского района. Это погребение было открыто и разрушено в 1984 году, когда здесь прокладывали водопроводную траншею.
Пиксида — это небольшая круглая коробочка с крышкой. Со времен Древней Греции в таких хранили украшения, пряности, мази или порошки.
Узор на крышке пиксиды — цветочный. Здесь можно увидеть розетку с пятью длинными открытыми лепестками и завязью цветка.
На стенках самой пиксиды нанесены три фриза (полосы) изображений. На первом — верхнем — изображены три летящие птицы и два охотника, которые стреляют в них с колен из коротких луков; одна из птиц поражена стрелой. Некоторые исследователи полагают, что на пиксиде представлена мифо-эпическая сцена, возможно, этническая. Сцена охоты в деталях соответствует тексту древнейшего и ключевого осетинского мифа, который описывает происхождение господствующего клана Ахсартагата. По легенде, братья-близнецы Асхар и Ахсартаг охотились с луками на трёх волшебных птиц. Одна из них была ранена: она скрылась под волнами моря и оказалась дочерью морского бога Дзерассой. Потом она стала женой Ахсартага и родоначальницей клана Ахсартагата.
На среднем фризе изображены рыбы. Сарматы часто украшали предметы быта и культа зооморфными изображениями, существует даже особое название — звериный стиль. У каждого животного было, по легенде, свое мистическое значение. Наиболее часто древние мастера изображали хищных кошек, оленей, баранов и птиц — как на нижнем фризе пиксиды. А вот рыбы в искусстве звериного стиля встречались весьма редко.
В 2005 году пиксида вместе с другими древними ценностями Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.
Пиксида — это небольшая круглая коробочка с крышкой. Со времен Древней Греции в таких хранили украшения, пряности, мази или порошки.
Пиксида из коллекции Астраханского музея-заповедника изготовлена в форме цилиндра, ее дно чуть вогнуто. И сама коробочка, и ее крышка изготовлены из тонкого серебра, на который методом горячего золочения нанесены рисунки. При таком способе декора, известном еще со времен античности, золото смешивали с ртутью, узорами выкладывали на серебро и нагревали. Ртуть испарялась, а изделие было украшено драгоценным орнаментом.
Узор на крышке пиксиды — цветочный. Здесь можно увидеть розетку с пятью длинными открытыми лепестками и завязью цветка.
На стенках самой пиксиды нанесены три фриза (полосы) изображений. На первом — верхнем — изображены три летящие птицы и два охотника, которые стреляют в них с колен из коротких луков; одна из птиц поражена стрелой. Некоторые исследователи полагают, что на пиксиде представлена мифо-эпическая сцена, возможно, этническая. Сцена охоты в деталях соответствует тексту древнейшего и ключевого осетинского мифа, который описывает происхождение господствующего клана Ахсартагата. По легенде, братья-близнецы Асхар и Ахсартаг охотились с луками на трёх волшебных птиц. Одна из них была ранена: она скрылась под волнами моря и оказалась дочерью морского бога Дзерассой. Потом она стала женой Ахсартага и родоначальницей клана Ахсартагата.
На среднем фризе изображены рыбы. Сарматы часто украшали предметы быта и культа зооморфными изображениями, существует даже особое название — звериный стиль. У каждого животного было, по легенде, свое мистическое значение. Наиболее часто древние мастера изображали хищных кошек, оленей, баранов и птиц — как на нижнем фризе пиксиды. А вот рыбы в искусстве звериного стиля встречались весьма редко.
В 2005 году пиксида вместе с другими древними ценностями Астраханского музея-заповедника экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Национальном музее Дворца Венеции в Риме.