Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Древнерусское искусство. Домонгольский период»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Богоматерь Владимирская

Время создания
первая треть XII века
Размер
104x69 см
Техника
дерево, темпера
58
Открыть в приложении
#16
Чудотворная Владимирская икона Богоматери принадлежит к числу наиболее древних и прославленных святынь Русской православной церкви. Ее история теснейшим образом связана с историей русского государства: именно с ней предание связывает возвышение Северо-Восточной, а затем и Московской Руси. 

Как свидетельствуют древние летописи и сказания, через эту икону богоматерь неоднократно оказывала чудесную помощь и покровительство Владимиру, Москве и всей земле русской. Так, например, считается, что в 1395 году, во время нашествия Тамерлана при князе Василии Дмитриевиче, икона была торжественно перенесена из Владимира в Москву, и в тот же день Тамерлан, устрашенный грозными видениями, отступил и покинул пределы Московского государства.

Икона находится в музее-храме Святителя Николая в Толмачах, который имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Пребывание иконы в Музее-храме позволяет органично сочетать художественную и культовую природу этого памятника. Посетить храм можно со вторника по воскресенье с 12:00 до 16:00, вход — через основное здание Галереи.
#3

Происхождение

#4
Владимирская икона Богоматери была прислана на Русь из Константинополя в начале XII века. Образ поместили в Вышгородский женский монастырь Богородицы близ Киева; в 1158 году икону взял с собой сын князя Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, отправляясь в Ростово-Суздальскую землю. В том же году во Владимире был заложен Успенский собор, в которую поместили святыню, уже прославившуюся к этому времени многочисленными чудесами. С XV века Владимирская икона богоматери находилась в Москве — в Успенском соборе Московского Кремля.
#5

Сюжет и иконография

#6
Иконографический тип Богоматери, держащей на руках младенца Христа, который прижимается щекой к её лицу, получил название «Умиление». Подобная иконография известна еще в раннехристианском искусстве; широкое распространение она получила в XI веке. Главным содержанием иконы является обостренное духовное переживание грядущей искупительной жертвы Христа. Об этой жертве напоминает изображение престола с орудиями Страстей на обороте иконы, выполненное в более позднее время и заменившее, как установили исследователи, находившийся там первоначальный образ святого епископа — вероятнее всего, святителя Николая Чудотворца.
#7

Художественные особенности и стиль

#8
На протяжении восьми веков икона неоднократно поновлялась. От древнейшего изображения до нашего времени дошли только лик Богоматери, лик Младенца и его левая ручка, которой он обнимает Богоматерь за шею. Остальная живопись — результат позднейших реставраций XIII и XVI столетий.

Несмотря на утраты, древнейшая живопись иконы поражает мастерством исполнения, совершенством классической формы и одухотворенностью образа. Лик Богоматери кажется чуть темнее из-за частичной утраты верхних, более светлых слоев. Более темное и плотное письмо лика у Богоматери противопоставлено открытой и светлой живописи в лике Младенца. Однако в этом лике нет детской непосредственности и жизнерадостности, как у младенцев на итальянских картинах, — он выглядит намного более строгим и сдержанным.
#11

Сюжет и иконография: Престол с орудиями Страстей

#14
Престол с орудиями Страстей. Начало XV века (?)
На обороте иконы «Богоматерь Владимирская» изображен еще один сюжет. Престол с Евангелием (Престол уготованный — «Этимасия») символизирует незримое присутствие Бога и толкуется в зависимости от того, с каким изображением связан этот образ. Престол может символизировать и Тайную Вечерю, и Гроб Христа, и его воскресение, и второе пришествие в день Страшного Суда; крест, трость, копие и гвозди — орудия Страстей, говорящие об искупительном страдании Христа.

Кроме того, престол с изображением Евангелия, голубь и крест могут быть истолкованы как символический образ Святой Троицы.
#15
Связь оборотной и лицевой стороны иконы раскрывается через иконографию Умиления. Крест и орудия страстей указывают на грядущие страдания Христа и поясняют скорбный облик Богоматери.
читать дальшескрыть

Богоматерь Владимирская

Время создания
первая треть XII века
Размер
104x69 см
Техника
дерево, темпера
58
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%