Благовещение
Время создания
Первая половина XV века
Размер
76x60 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Открыть в приложении#1
Благовещение
#12
#4
Икона «Благовещение» была создана неизвестным мастером в первой половине XV века. Её сюжет — один из самых известных в изобразительном искусстве. Он рассказывает о том, как Архангел Гавриил принес Марии благую весть, что она станет матерью Христа. Древнейшие изображения Благовещения были обнаружены ещё в римских катакомбах.
#5
В каноническом Евангелии об этих событиях написано не так много, поэтому схема иконографии развилась уже благодаря апокрифическому Протоевангелию Иакова. Там указаны такие подробности: «Мария же, взяв шерсть багряного цвета, пряла, как сказано было Ей… И вот ангел Господень стал пред Нею, говоря: „Не бойся, Мария! Ибо обрела Ты благодать перед Господом. Поэтому зачнешь и родишь Сына Его“».
#6
Автор создал композицию на основе этого описания. Слева он изобразил архангела Гавриила, справа — сидящую Богоматерь с киноварной пряжей. На её раскрытой правой ладони лежит нить от веретена, упавшего вниз. Левая рука с мотком красной шерсти покоится на коленях. Святая смиренно склонила голову.
#7
Мастер написал Архангела большеголовым и крупнолицым, с широкой массивной шеей и большими глазами. Святой направил свой взгляд на чрево Марии. Также, он протянул в сторону женщины руку, сложив пальцы в жесте «благовестия».
#8
Пропорции фигуры Богоматери слегка вытянуты. Особенно заметно автор удлинил шею Марии и верхнюю часть её головы под мафорием — это характерный прием для ростовских икон XV века (мафорий — это женская одежда в виде длинного покрывала, которое спускается с головы до пят; иконописцы всегда изображают Деву Марию в этом облачении).
#9
Исследователи отмечают, что в художественном строе работы можно усмотреть много характерных признаков ростово-суздальской традиции XV века. Иконы этой традиции отличались нежным легким колоритом, мастера создавали их с прозрачным и неровным красочным слоем, просвечивающим грунтом и хорошо различимыми мазками красок.
#10
В иконе «Благовещение» светлая легкая цветовая гамма. Она построена на ритме значительных пятен синего, зеленого, красного, коричневого и охристого цветов; но все они ослаблены: красный цвет приглушен, голубой становится серо-голубым, а сами краски положены столь прозрачно, что просвечивает белый левкас. Левкасом называется белый грунт на иконах.
#11
Архитектуру автор написал в сильно упрощенном, символическом варианте. Всю ширину фоновой композиции заняла светло-зеленая стена, по краям которой расположились две башни с позакомарным (округлым) перекрытием. Мастер выполнил внешние стены башен в розовом цвете, представив их в обратной перспективе. Между ними виднеется надпись большими киноварными буквами. Стену он украсил горизонтальными поясками, над которыми виден орнамент из наклонных линий. Фон над стеной желто-золотистого цвета, он продолжается и на полях иконы.
#13
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Благовещение
Время создания
Первая половина XV века
Размер
76x60 см
Техника
темперная живопись
Выставка
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться