1 / 2
Богоматерь Боголюбская
Время создания
вторая четверть XIX века
Размер
53,5x41,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
3
Открыть в приложении#1
Богоматерь Боголюбская
#10
#4
Икона «Богоматерь Боголюбская» была создана во второй четверти XIX века. В это время стилистика палехских икон немного изменилась. Лики святых стали более однообразными и не столь выразительными — в их письме исчезла мягкость, которая существовала раньше. Контрасты света и тени стали сильнее: авторы начали ярче высветлять образы. Также, к XIX веку цветовая гамма икон посветлела, а палитра обогатилась новыми оттенками.
#5
Дело в том, что в XIX веке в России распространился художественный стиль ампир — его еще называют имперским стилем, он считается вершиной классицизма. Он зародился во Франции, во времена Наполеона, и его главной задачей было прославлять императорскую власть. Искусство ампира отличается монументальностью и величием, фигуры тут часто похожи на классические древние статуи.
#6
Одним из ярких примеров влияния ампира на русскую живопись считается икона «Богоматерь Боголюбская». Классицизм тут прослеживается в скульптурном выполнении фигур, в орнаментальном убранстве, в тщательности деталей. С особым старанием автор выполнил архитектурный декор — он прорисовал его вплоть до кирпичика. Также, отличительной чертой времени стал золотой орнамент по киноварной лузге — благодаря ему можно сделать вывод, что икона создавалась в 1820–1830-е годы.
#7
«Богоматерь Боголюбскую» автор написал с древнего чудотворного образа. Это можно понять по надписи на красной планке слева от фигуры Богоматери. В правом верхнем углу он изобразил Христа в облаках — Спаситель сложил пальцы в двуперстном благословляющем жесте. На верхнем поле написан поясной Деисус — так в иконописи называется икона, в центре которой изображен Христос, а справа и слева от него — Богоматерь и Иоанн Креститель в молитвенных позах. Часто Деисус включает также ангелов, апостолов, великих мучеников.
#8
На правом и левом полях видны ростовые фигуры святых. Слева сверху вниз написаны: преподобный Иоанн Постник патриарх Царьграда, Иоанн Предтеча с усекновенной главой, святая мученица Татьяна. Справа сверху вниз: святой священномученик Тимофей епископ прусский, святая и славная великомученица Ирина, святая преподобномученица Евдокия.
#9
Автор смело импровизировал с цветом. В насыщенной гамме можно рассмотреть большое количество розово-сиреневых, бирюзовых и голубых оттенков. Также мастер изобразил непривычную для традиционной иконы одуванчиковую поляну. Пласты земли написаны свободными мазками, как и разноцветные круглящиеся облака, созданные тонкими нюансами оттенков. При всех новациях мастер не отходил от традиций слишком далеко: например, пейзажные холмистые позёмы с кустами и травами — обычное явление в палехской иконописи.
#11
Министерство культуры Российской Федерации
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Богоматерь Боголюбская
Время создания
вторая четверть XIX века
Размер
53,5x41,5 см
Техника
темперная живопись
Выставка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться