Благовещение Пресвятой Богородицы (ранее — Благовещение Господне) — один из древнейших христианских праздников, о чем говорят в своих поучениях Отцы Церкви Иоанн Златоуст, Григорий Неокесарийский, Афанасий Александрийский, Иероним, Августин и другие (III–IV века). Праздничные каноны появились в VIII веке благодаря Иоанну Дамаскину и митрополиту Никейскому Феофану.
Как сообщает Евангелист Лука, через шесть месяцев после того, как праведная Елисавета зачала святого Иоанна Предтечу, архангел Гавриил по воле Божией явился к Деве Марии с благовествованием о грядущем Рождестве Спасителя.
Византийский богослов Феофилакт Болгарский в своих толкованиях Священного Писания проводит параллель между словами проклятия Еве («В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16)) и словами благословения Марии. Таким образом, слова «Радуйся, Благодатная» несут первую благую весть не только Марии, но и всему человечеству с момента грехопадения.
Иконография этого сюжета начала формироваться довольно рано, во II веке (первые образцы находили еще в римских катакомбах), и окончательно сложилась в Средние века. Как правило, с VI–VII веков фигуру Марии писали справа; между Богородицей и архангелом Гавриилом помещали какой-либо предмет, разделяющий их (колонну, белую лилию, свечу). Это разделение было призвано подчеркнуть духовный уровень диалога.
Архангел застал Деву Марию за священным занятием — прядением нитей для завесы Иерусалимского храма. Красную нить на веретене принято толковать не только как напоминание о священном рукоделии Девы Марии, но и как символ созидающейся плоти Христовой.
В качестве пейзажа изображали не дом плотника в Назарете, а Небесный Иерусалим с золотыми стенами, храмом-дворцом и троном-алтарем. Это служило знаком прославления Богородицы как Богоносной палаты, одушевленного храма, вместившего Бога. У ног Богородицы изображена прядущая девица-служанка. Расшифровка этого образа окончательно не ясна, но предположительно связана с древним мотивом нитей новой человеческой жизни. По древним поверьям, «пряхи» появлялись у постели рожениц; здесь же аллегория указывает на Боговоплощение, свершившееся в момент Благовещения.
Эта икона относится к праздничному ряду иконостаса Спасо-Преображенского монастыря города Ярославля. В него входили иконы, посвященные основным православным праздникам, в первую очередь двунадесятым, то есть двенадцати праздникам, особо выделенным и почитаемым Церковью.
Как сообщает Евангелист Лука, через шесть месяцев после того, как праведная Елисавета зачала святого Иоанна Предтечу, архангел Гавриил по воле Божией явился к Деве Марии с благовествованием о грядущем Рождестве Спасителя.
Византийский богослов Феофилакт Болгарский в своих толкованиях Священного Писания проводит параллель между словами проклятия Еве («В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16)) и словами благословения Марии. Таким образом, слова «Радуйся, Благодатная» несут первую благую весть не только Марии, но и всему человечеству с момента грехопадения.
Иконография этого сюжета начала формироваться довольно рано, во II веке (первые образцы находили еще в римских катакомбах), и окончательно сложилась в Средние века. Как правило, с VI–VII веков фигуру Марии писали справа; между Богородицей и архангелом Гавриилом помещали какой-либо предмет, разделяющий их (колонну, белую лилию, свечу). Это разделение было призвано подчеркнуть духовный уровень диалога.
Архангел застал Деву Марию за священным занятием — прядением нитей для завесы Иерусалимского храма. Красную нить на веретене принято толковать не только как напоминание о священном рукоделии Девы Марии, но и как символ созидающейся плоти Христовой.
В качестве пейзажа изображали не дом плотника в Назарете, а Небесный Иерусалим с золотыми стенами, храмом-дворцом и троном-алтарем. Это служило знаком прославления Богородицы как Богоносной палаты, одушевленного храма, вместившего Бога. У ног Богородицы изображена прядущая девица-служанка. Расшифровка этого образа окончательно не ясна, но предположительно связана с древним мотивом нитей новой человеческой жизни. По древним поверьям, «пряхи» появлялись у постели рожениц; здесь же аллегория указывает на Боговоплощение, свершившееся в момент Благовещения.
Эта икона относится к праздничному ряду иконостаса Спасо-Преображенского монастыря города Ярославля. В него входили иконы, посвященные основным православным праздникам, в первую очередь двунадесятым, то есть двенадцати праздникам, особо выделенным и почитаемым Церковью.