Один из главных христианских праздников — Пятидесятница, память Сошествия Святого Духа на апостолов. Название заимствовано у иудейского праздника в честь обретения Закона на горе Синай. Для новозаветной Церкви он важен как утверждение Таинства Священства.
В 50-й день по Воскресении Христовом апостолы с Богоматерью собрались в Сионской горнице, и Дух Святой сошел в виде огненных языков. Каждый из них коснулся одного из учеников. Исполнившись Духа Святого, апостолы стали славить Бога на разных языках. Привлеченные шумом люди подходили к дому, изумлялись и насмехались, говоря, что сидящие там напились сладкого вина. Апостолы вышли, и Пётр напомнил слова пророка Иоиля об обетовании Господнем, что получат дар пророческий озаренные Святым Духом. Тогда многие уверовали и приняли христианство.
Первоначальная иконография праздника сложилась в Греции, Византии и на Руси в VI веке. Тогда пространство иконы представляло историческое место действия, триклиний. Во главе помещались апостолы Пётр и Павел (Богоматери на иконе не было), все ученики изображались поднявшими руки в благословении или держащими свитки. Со стилизованного неба сходили лучи, иногда — только языки пламени. В темной арке внизу помещались люди, пришедшие к горнице (в широком смысле — к христианству). Где-то иконописцы писали две-три фигуры, где-то чернокожих людей, где-то даже людей с головами псов с подписью «языцы». Это толковалось как открытость Церкви всем племенам. Позднее появилась фигура царя, олицетворяющего мир. Рядом с ним иногда значилось: «Космос». Вариативное изображение иудеев у низвергнутого престола символизировало конец ветхозаветного царства.
По свидетельству евангелиста Луки, Мария, Матерь Божия обычно пребывала в молитвах вместе с апостолами, а кроме того, и она сама несла апостольское служение. Поэтому со временем (в русской и византийской иконописи — с XVII века) ее стали изображать во главе собравшихся. Апостол Павел, напротив, исчез с образа: согласно источникам, он не был с остальными в этот день, и древние иконописцы жертвовали историчностью ради глобального видения события.
Другие изменения коснулись композиции: триклиний сменили палаты, темная арка исчезла, а пришедшие люди стали просто изображаться внизу.
Икона входила в праздничный иконный комплекс для придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в 1680-х годах. Предположительно письмо принадлежит мастерам артели Гурия Никитина. Из десяти образов сохранилось шесть, остальные известны только по документам.
В 50-й день по Воскресении Христовом апостолы с Богоматерью собрались в Сионской горнице, и Дух Святой сошел в виде огненных языков. Каждый из них коснулся одного из учеников. Исполнившись Духа Святого, апостолы стали славить Бога на разных языках. Привлеченные шумом люди подходили к дому, изумлялись и насмехались, говоря, что сидящие там напились сладкого вина. Апостолы вышли, и Пётр напомнил слова пророка Иоиля об обетовании Господнем, что получат дар пророческий озаренные Святым Духом. Тогда многие уверовали и приняли христианство.
Первоначальная иконография праздника сложилась в Греции, Византии и на Руси в VI веке. Тогда пространство иконы представляло историческое место действия, триклиний. Во главе помещались апостолы Пётр и Павел (Богоматери на иконе не было), все ученики изображались поднявшими руки в благословении или держащими свитки. Со стилизованного неба сходили лучи, иногда — только языки пламени. В темной арке внизу помещались люди, пришедшие к горнице (в широком смысле — к христианству). Где-то иконописцы писали две-три фигуры, где-то чернокожих людей, где-то даже людей с головами псов с подписью «языцы». Это толковалось как открытость Церкви всем племенам. Позднее появилась фигура царя, олицетворяющего мир. Рядом с ним иногда значилось: «Космос». Вариативное изображение иудеев у низвергнутого престола символизировало конец ветхозаветного царства.
По свидетельству евангелиста Луки, Мария, Матерь Божия обычно пребывала в молитвах вместе с апостолами, а кроме того, и она сама несла апостольское служение. Поэтому со временем (в русской и византийской иконописи — с XVII века) ее стали изображать во главе собравшихся. Апостол Павел, напротив, исчез с образа: согласно источникам, он не был с остальными в этот день, и древние иконописцы жертвовали историчностью ради глобального видения события.
Другие изменения коснулись композиции: триклиний сменили палаты, темная арка исчезла, а пришедшие люди стали просто изображаться внизу.
Икона входила в праздничный иконный комплекс для придела Варлаама Хутынского церкви Илии Пророка в 1680-х годах. Предположительно письмо принадлежит мастерам артели Гурия Никитина. Из десяти образов сохранилось шесть, остальные известны только по документам.