В экспозиции Митрополичьих палат Ярославля представлены четыре интересных иконы: это часть самого раннего сохранившегося в городе пророческого чина. На одной из них изображены пророки Захария Праведный и Даниил.
Захария Праведный (I в.), сын Варахии, происходил из колена Ааронова. По преданию, именно ему как первосвященнику Иерусалимского храма выпала честь Введения во Храм трехлетней Пречистой Девы Марии. Он и его жена, праведная Елисавета, жили беспорочно, в согласии с заповедями, но долгое время оставались бесплодны. Однажды Захария совершал богослужение в восьмую седмицу и зашел в храм Господень для каждения. У алтаря ему явился архангел Гавриил и возвестил «радость и веселие» от рождения сына, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1:16). За сомнения Захария лишился дара речи, но снова смог говорить, когда нарек родившегося младенца Иоанном по слову Божиему. Его пророческие и благодарственные слова, произнесенные в этот момент, известны в христианских богослужениях как Песнь Захарии.
В «Руководстве к писанию икон» иконописца и академика исторической живописи Виктора Доримедонтовича Фартусова (1910 г.) пророк Захария описан как старец еврейского типа, с седыми длинными волосами и узкой бородой, одетый в хитон с поясом, с кидаром на голове и свитком в руках. На свитке традиционно приводятся слова из Песни Захарии, которую полностью приводит евангелист Лука.
Пророк Даниил из рода Иудина жил в VII веке до н. э. В отрочестве он оказался в вавилонском плену, и большая часть его жизни прошла при дворе царей Навуходоносора, Дария и Кира. Вдохновляемый архангелом Гавриилом, он пророчествовал о приходе в мир Спасителя и о царстве Божием. Это прочитывается в толковании сна Навуходоносора об истукане, разбитом камнем с вершины горы. Камню здесь иносказательно уподобляется Христос, а горе — Богоматерь, стоящая превыше всех людей.
Во время притеснения иудеев по приказу Дария Даниил был брошен в яму со львами, однако звери его не тронули, после чего и царь Дарий уверовал в Единого Бога. Пребывание Даниила в яме считается в христианстве прообразом страстей Христовых, его победы над смертью. Святой Кирилл Александрийский называет пророка Даниила в числе дохристианских праведников, кого Спаситель первыми ввел в рай.
Захария Праведный (I в.), сын Варахии, происходил из колена Ааронова. По преданию, именно ему как первосвященнику Иерусалимского храма выпала честь Введения во Храм трехлетней Пречистой Девы Марии. Он и его жена, праведная Елисавета, жили беспорочно, в согласии с заповедями, но долгое время оставались бесплодны. Однажды Захария совершал богослужение в восьмую седмицу и зашел в храм Господень для каждения. У алтаря ему явился архангел Гавриил и возвестил «радость и веселие» от рождения сына, который «многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк. 1:16). За сомнения Захария лишился дара речи, но снова смог говорить, когда нарек родившегося младенца Иоанном по слову Божиему. Его пророческие и благодарственные слова, произнесенные в этот момент, известны в христианских богослужениях как Песнь Захарии.
В «Руководстве к писанию икон» иконописца и академика исторической живописи Виктора Доримедонтовича Фартусова (1910 г.) пророк Захария описан как старец еврейского типа, с седыми длинными волосами и узкой бородой, одетый в хитон с поясом, с кидаром на голове и свитком в руках. На свитке традиционно приводятся слова из Песни Захарии, которую полностью приводит евангелист Лука.
Пророк Даниил из рода Иудина жил в VII веке до н. э. В отрочестве он оказался в вавилонском плену, и большая часть его жизни прошла при дворе царей Навуходоносора, Дария и Кира. Вдохновляемый архангелом Гавриилом, он пророчествовал о приходе в мир Спасителя и о царстве Божием. Это прочитывается в толковании сна Навуходоносора об истукане, разбитом камнем с вершины горы. Камню здесь иносказательно уподобляется Христос, а горе — Богоматерь, стоящая превыше всех людей.
Во время притеснения иудеев по приказу Дария Даниил был брошен в яму со львами, однако звери его не тронули, после чего и царь Дарий уверовал в Единого Бога. Пребывание Даниила в яме считается в христианстве прообразом страстей Христовых, его победы над смертью. Святой Кирилл Александрийский называет пророка Даниила в числе дохристианских праведников, кого Спаситель первыми ввел в рай.
Книгу Даниила о «нерукосечном камне» читают во время воскресной службы. Слова из нее писали также на древнерусских иконах с образом пророка.