Тутчан из коллекции Музея истории города Урай Ханты-Мансийского автономного округа представляет собой женскую сумку. Данный экземпляр был сшит во второй половине XX столетия. По сути, это основной бытовой атрибут женщины народов ханты и манси.
Такая сумка чаще всего изготавливалась мастерами из оленьего меха, однако встречались среди народа этого региона и тутчаны, которые шили из сукна. Основным деталям сумки старались придать овальную форму. По периметру элементы соединялись полосой меха.
Горловину тутчана мастера снабжали шнурком, с помощью которого ее можно было затянуть. Кроме того, она иногда украшалась ровдугой — сыромятной кожей красного цвета. Сбоку пришивался суконный или меховой игольник с чехлом для наперстка, который также изготавливали из шкуры оленя. Он мог иметь ромбовидную форму. Сумка тутчан имела не только функциональное назначение, но и олицетворяла душу своей владелицы.
В таких предметах мастерицы держали обычно самые разные швейные принадлежности — лоскутки ткани, кусочки меха, сухожильные нитки, иголки и даже ножницы. Оформлению сумки для рукоделия женщины придавалось большое значение. Внешний вид тутчана говорил о мастерстве, трудолюбии. В какой-то мере намекал и на достаток владелицы предмета. Украшать тутчаны могли подвесками из металла, дерева, бисера. Узор выполнялся в так называемой технике меховой мозаики.
В швейной сумке, рядом с иглами и нитями, женщина народа манси традиционно хранила свои амулеты и предметы для очистительного окуривания: обрывки шкурки бобра, чагу, кусочки оленьих жил. В сумке тутчан мать хранила и пуповины своих детей. Женщина была неразлучна со своей сумкой на протяжении всей жизни. Когда она умирала, близкие обязательно клали ей в изголовье тутчан.
Считалось, что для женщины, которая обладала этим предметом, не было непреодолимых испытаний и преград. Так, в одной из хантыйских легенд говорится о том, что героине удалось переплыть океан на своей швейной сумке. Этим подчеркивалась значимость и большая роль этого предмета в жизни женщины.
Такая сумка чаще всего изготавливалась мастерами из оленьего меха, однако встречались среди народа этого региона и тутчаны, которые шили из сукна. Основным деталям сумки старались придать овальную форму. По периметру элементы соединялись полосой меха.
Горловину тутчана мастера снабжали шнурком, с помощью которого ее можно было затянуть. Кроме того, она иногда украшалась ровдугой — сыромятной кожей красного цвета. Сбоку пришивался суконный или меховой игольник с чехлом для наперстка, который также изготавливали из шкуры оленя. Он мог иметь ромбовидную форму. Сумка тутчан имела не только функциональное назначение, но и олицетворяла душу своей владелицы.
В таких предметах мастерицы держали обычно самые разные швейные принадлежности — лоскутки ткани, кусочки меха, сухожильные нитки, иголки и даже ножницы. Оформлению сумки для рукоделия женщины придавалось большое значение. Внешний вид тутчана говорил о мастерстве, трудолюбии. В какой-то мере намекал и на достаток владелицы предмета. Украшать тутчаны могли подвесками из металла, дерева, бисера. Узор выполнялся в так называемой технике меховой мозаики.
В швейной сумке, рядом с иглами и нитями, женщина народа манси традиционно хранила свои амулеты и предметы для очистительного окуривания: обрывки шкурки бобра, чагу, кусочки оленьих жил. В сумке тутчан мать хранила и пуповины своих детей. Женщина была неразлучна со своей сумкой на протяжении всей жизни. Когда она умирала, близкие обязательно клали ей в изголовье тутчан.
Считалось, что для женщины, которая обладала этим предметом, не было непреодолимых испытаний и преград. Так, в одной из хантыйских легенд говорится о том, что героине удалось переплыть океан на своей швейной сумке. Этим подчеркивалась значимость и большая роль этого предмета в жизни женщины.