Реля — один из самых необычных экспонатов Музея музыки. В России ее также называли «колесная лира». Это струнный фрикционный инструмент, который встречался на Украине, в Белоруссии и России, а также во многих странах Европы. Она была известна под разными названиями: во Франции — вьель, в Италии — джиронда, в Великобритании — харди-гарди.
В Средневековье, в XII–XIII веках, этот инструмент называли органиструмом. В то время колесная лира представляла собой громоздкий инструмент, на котором исполнитель мог играть только вместе с помощником, вращающим ручку. Позднее появились более легкие, портативные инструменты. Они получили распространение среди менестрелей.
К XV веку лира потеряла свою популярность и стала инструментом преимущественно нищих и бродяг, которые исполняли песни под незатейливый аккомпанемент. Новый расцвет инструмента наступил в XVIII веке, когда он был модной игрушкой французских аристократов.
Глубокий деревянный корпус инструмента по форме напоминает скрипку или цифру 8. На верхней деке укреплена коробка с клавишным механизмом. У представленного инструмента 10 клавиш. Сбоку расположено колесо с рукояткой. При вращении колеса звучат все три жильные струны.
Звук такой лиры жужжащий, гнусавый. В России и Белоруссии на колесной лире играли бродячие слепые музыканты, калики, то есть странники. Они распевали под ее заунывный аккомпанемент духовные стихи около церквей и монастырских оград, на ярмарках и базарах.
Особенно популярна лира была на Украине. Лирники не только сопровождали игрой на инструменте собственное пение духовных стихов, но и исполняли веселые танцы, шуточные песни на свадебных пирах и других сельских увеселениях.
В XIX веке на Украине существовали специальные школы лирников. По окончании обучения молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой, после которого получал в награду инструмент и так называемую визвилку (освобождение) на право работать самостоятельно. В наше время колесную лиру иногда вводят в народные ансамбли и оркестры.
Одним из последних лирников называют Климента Феоктистовича Шматова из села Мишкова в Брянской области. Некоторые его песни были записаны этнографом Клавдией Георгиевной Свитовой в Стародубском доме культуры.
В Средневековье, в XII–XIII веках, этот инструмент называли органиструмом. В то время колесная лира представляла собой громоздкий инструмент, на котором исполнитель мог играть только вместе с помощником, вращающим ручку. Позднее появились более легкие, портативные инструменты. Они получили распространение среди менестрелей.
К XV веку лира потеряла свою популярность и стала инструментом преимущественно нищих и бродяг, которые исполняли песни под незатейливый аккомпанемент. Новый расцвет инструмента наступил в XVIII веке, когда он был модной игрушкой французских аристократов.
Глубокий деревянный корпус инструмента по форме напоминает скрипку или цифру 8. На верхней деке укреплена коробка с клавишным механизмом. У представленного инструмента 10 клавиш. Сбоку расположено колесо с рукояткой. При вращении колеса звучат все три жильные струны.
Звук такой лиры жужжащий, гнусавый. В России и Белоруссии на колесной лире играли бродячие слепые музыканты, калики, то есть странники. Они распевали под ее заунывный аккомпанемент духовные стихи около церквей и монастырских оград, на ярмарках и базарах.
Особенно популярна лира была на Украине. Лирники не только сопровождали игрой на инструменте собственное пение духовных стихов, но и исполняли веселые танцы, шуточные песни на свадебных пирах и других сельских увеселениях.
В XIX веке на Украине существовали специальные школы лирников. По окончании обучения молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой, после которого получал в награду инструмент и так называемую визвилку (освобождение) на право работать самостоятельно. В наше время колесную лиру иногда вводят в народные ансамбли и оркестры.
Одним из последних лирников называют Климента Феоктистовича Шматова из села Мишкова в Брянской области. Некоторые его песни были записаны этнографом Клавдией Георгиевной Свитовой в Стародубском доме культуры.