Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Музыкальные инструменты народов мира»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Реля

Время создания
конец XIX века
Место создания
Украина, Полтава
Размер
67,5x27,3x8,5 см
Техника
сосна, ореховое дерево, самшит, сталь, резьба
Коллекция
0
Открыть в приложении
#2
Реля — один из самых необычных экспонатов Музея музыки. В России ее также называли «колесная лира». Это струнный фрикционный инструмент, который встречался на Украине, в Белоруссии и России, а также во многих странах Европы. Она была известна под разными названиями: во Франции — вьель, в Италии — джиронда, в Великобритании — харди-гарди.

В Средневековье, в XII–XIII веках, этот инструмент называли органиструмом. В то время колесная лира представляла собой громоздкий инструмент, на котором исполнитель мог играть только вместе с помощником, вращающим ручку. Позднее появились более легкие, портативные инструменты. Они получили распространение среди менестрелей.

К XV веку лира потеряла свою популярность и стала инструментом преимущественно нищих и бродяг, которые исполняли песни под незатейливый аккомпанемент. Новый расцвет инструмента наступил в XVIII веке, когда он был модной игрушкой французских аристократов.

Глубокий деревянный корпус инструмента по форме напоминает скрипку или цифру 8. На верхней деке укреплена коробка с клавишным механизмом. У представленного инструмента 10 клавиш. Сбоку расположено колесо с рукояткой. При вращении колеса звучат все три жильные струны.
Звук такой лиры жужжащий, гнусавый. В России и Белоруссии на колесной лире играли бродячие слепые музыканты, калики, то есть странники. Они распевали под ее заунывный аккомпанемент духовные стихи около церквей и монастырских оград, на ярмарках и базарах.

Особенно популярна лира была на Украине. Лирники не только сопровождали игрой на инструменте собственное пение духовных стихов, но и исполняли веселые танцы, шуточные песни на свадебных пирах и других сельских увеселениях.

В XIX веке на Украине существовали специальные школы лирников. По окончании обучения молодой музыкант держал экзамен по знанию репертуара и владению игрой, после которого получал в награду инструмент и так называемую визвилку (освобождение) на право работать самостоятельно. В наше время колесную лиру иногда вводят в народные ансамбли и оркестры.

Одним из последних лирников называют Климента Феоктистовича Шматова из села Мишкова в Брянской области. Некоторые его песни были записаны этнографом Клавдией Георгиевной Свитовой в Стародубском доме культуры.
#4
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Реля

Время создания
конец XIX века
Место создания
Украина, Полтава
Размер
67,5x27,3x8,5 см
Техника
сосна, ореховое дерево, самшит, сталь, резьба
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%