Било — это древний сигнальный инструмент. Если по нему ударяли палкой или специальным молотком, он издавал звук, похожий на звон колокола.
Этот инструмент имеет давнюю историю. В первые века христианства в Римской империи жителей городов, сел и деревень созывали будильными колотушками, которые представляли собой деревянные или металлические доски. На Руси било тоже существовало еще до появления колоколов. С его помощью жителей оповещали о пожарах, нападениях врага или других бедствиях. Также било могли использовать и вместо церковного колокола: звали на заутреннюю, вечернюю и праздничные службы.
В Петровскую эпоху била появились на верфях и на Петровском заводе. Они заменили объемные колокола, которые решено было снять и переплавить на пушки. С помощью била подавали знак к началу и окончанию работ.
Инструмент выполняли в виде чугунной доски, которая имела форму колокола, с рельефным изображением. В верхней части инструмента делали круглое отверстие, за которое било подвешивали к перекладине.
Била изготавливали из катаного листового металла: он более однородный и плотный по сравнению с литым материалом колокола. Звук бил чистый и длительный — 1–2 минуты, в то время как у хороших колоколов звон слышен 10–30 секунд в зависимости от веса тулова и качества металла. Била имеют более низкий звук по сравнению с колоколами. Звонарь, ударяя в било, сам выбирает предпочтительное для него место удара, тем самым меняя не тон, а звуковой окрас тона инструмента. Ударяя в разные места, можно сыграть простую мелодию.
По мнению специалистов, традиция использования деревянных и металлических бил в православном звоне будет существовать еще долго. В Уставе церковного звона Русской православной церкви, одобренного Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 августа 2002 года, регулируется право использования в православном звоне как колоколов, так и бил.
В экспозиции Национального музея Республики Карелия представлены два била — 1706 и 1709 года.
Этот инструмент имеет давнюю историю. В первые века христианства в Римской империи жителей городов, сел и деревень созывали будильными колотушками, которые представляли собой деревянные или металлические доски. На Руси било тоже существовало еще до появления колоколов. С его помощью жителей оповещали о пожарах, нападениях врага или других бедствиях. Также било могли использовать и вместо церковного колокола: звали на заутреннюю, вечернюю и праздничные службы.
В Петровскую эпоху била появились на верфях и на Петровском заводе. Они заменили объемные колокола, которые решено было снять и переплавить на пушки. С помощью била подавали знак к началу и окончанию работ.
Инструмент выполняли в виде чугунной доски, которая имела форму колокола, с рельефным изображением. В верхней части инструмента делали круглое отверстие, за которое било подвешивали к перекладине.
Била изготавливали из катаного листового металла: он более однородный и плотный по сравнению с литым материалом колокола. Звук бил чистый и длительный — 1–2 минуты, в то время как у хороших колоколов звон слышен 10–30 секунд в зависимости от веса тулова и качества металла. Била имеют более низкий звук по сравнению с колоколами. Звонарь, ударяя в било, сам выбирает предпочтительное для него место удара, тем самым меняя не тон, а звуковой окрас тона инструмента. Ударяя в разные места, можно сыграть простую мелодию.
По мнению специалистов, традиция использования деревянных и металлических бил в православном звоне будет существовать еще долго. В Уставе церковного звона Русской православной церкви, одобренного Синодальной Богослужебной комиссией и утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 26 августа 2002 года, регулируется право использования в православном звоне как колоколов, так и бил.
В экспозиции Национального музея Республики Карелия представлены два била — 1706 и 1709 года.