Тележку для перевозки снарядов обнаружил рабочий Михаил Титов 12 февраля 1960 года во время земляных работ в кузнечном цехе Онежского тракторного завода. Находку сразу же передали в музей.
Тележка оказалась двухосная, с четырьмя одноребордными колесами — так называют колеса с возвышенным краем с одной стороны, такие же — у современных железнодорожных вагонов. Устройство снабжено стальными листами для амортизации и кузовом в форме короба, в котором смонтированы три поперечных ролика для скольжения снарядов при погрузке. К передней части прикреплена рукоятка для толкания. Изготовлена эта тележка на Александровском снарядоделательном заводе в начале XX века — там же ее использовали. На таких тележках перевозили нагретые болванки и пушки, по всей вероятности с литейного в сверлильный цех, а затем на склады.
Шотландский инженер Чарльз Гаскойн, который стоял во главе Александровского завода, еще в 1788 году создал и внедрил на заводе первую в России железную дорогу между сверлильным и литейным цехом. Называли ее «чугунный колесопровод». Позже такие колесопроводы были созданы внутри и между другими цехами предприятия.
Гаскойн привез в Петрозаводск и воздуходувную машину. Река Лососинка разгоняла колесо, по воздухопроводу в домну поступал кислород, увеличивалась температура плавления и выжигались вредные примеси — сера и фосфор, из-за которых пушки могли раскалываться при стрельбе. При Гаскойне пушки отливали цельными, а стволы в них высверливали позже. Этоповысило одновременно точность и дальность стрельбы.
На Александровском заводе была изготовлена и первая в России паровая машина для откачки воды на Воицком руднике. Чарльз Гаскойн попытался снизить стоимость производства, заменив каменный уголь, который выписывали из Англии, на местные дрова. Однако производительность плавильных печей на дровах оказалась ниже, и от нововведения пришлось отказаться.
Колесопровод Гаскойна стал неактуальным лишь в начале XX века, когда на заводе появились специальные мостовые краны, с помощью которых перевозили пушки. После этого полы стали покрывать чугунными плитами, а рельсы демонтировали.
Тележка оказалась двухосная, с четырьмя одноребордными колесами — так называют колеса с возвышенным краем с одной стороны, такие же — у современных железнодорожных вагонов. Устройство снабжено стальными листами для амортизации и кузовом в форме короба, в котором смонтированы три поперечных ролика для скольжения снарядов при погрузке. К передней части прикреплена рукоятка для толкания. Изготовлена эта тележка на Александровском снарядоделательном заводе в начале XX века — там же ее использовали. На таких тележках перевозили нагретые болванки и пушки, по всей вероятности с литейного в сверлильный цех, а затем на склады.
Шотландский инженер Чарльз Гаскойн, который стоял во главе Александровского завода, еще в 1788 году создал и внедрил на заводе первую в России железную дорогу между сверлильным и литейным цехом. Называли ее «чугунный колесопровод». Позже такие колесопроводы были созданы внутри и между другими цехами предприятия.
Гаскойн привез в Петрозаводск и воздуходувную машину. Река Лососинка разгоняла колесо, по воздухопроводу в домну поступал кислород, увеличивалась температура плавления и выжигались вредные примеси — сера и фосфор, из-за которых пушки могли раскалываться при стрельбе. При Гаскойне пушки отливали цельными, а стволы в них высверливали позже. Этоповысило одновременно точность и дальность стрельбы.
На Александровском заводе была изготовлена и первая в России паровая машина для откачки воды на Воицком руднике. Чарльз Гаскойн попытался снизить стоимость производства, заменив каменный уголь, который выписывали из Англии, на местные дрова. Однако производительность плавильных печей на дровах оказалась ниже, и от нововведения пришлось отказаться.
Колесопровод Гаскойна стал неактуальным лишь в начале XX века, когда на заводе появились специальные мостовые краны, с помощью которых перевозили пушки. После этого полы стали покрывать чугунными плитами, а рельсы демонтировали.