Офортом называют разновидность печатной графики — гравюры на металле, основанной на технологии глубокой печати. Офорты появились еще в начале XVI века в немецкой Баварии. Одним из первых их выполнил швейцарский ювелир и гравер Урс Граф.
Техника офорта была основана на травлении металла — так назывался процесс, когда на металлическую основу воздействовали кислотой. Заимствовали травление из ювелирного дела: мастера таким образом украшали дорогое оружие из дамасской стали.
Для изготовления офорта полированную пластину из цинка, железа или меди покрывали тонким слоем лака, устойчивого к кислоте. Его изготавливали на основе воска и смолы или канифоли и скипидара. После затвердевания лак немного коптили, чтобы он обрел темный цвет. А затем с помощью специального острого инструмента — его называли офортной иглой — процарапывали на слое лака рисунок. Царапины должны были доходить до поверхности металла.
Затем пластину погружали в емкость с кислотой. Цинковую пластину травили в слабом растворе азотной кислоты, медную — в растворе солей железа. При травлении штрихи углубляются, а защищенные лаком участки печатной формы остаются неизменными. Затем лак смывали, а в углубленные штрихи втирали черную типографскую краску. После этого печатную форму накрывали слегка увлажненным листом бумаги и прокатывали цилиндрическим валом. Под давлением влажная бумага вытягивала краску из штрихов, и на ней появлялся рисунок в зеркальном отображении.
Офорт «Пушкари» из коллекции Национального музея Республики Карелия выполнил художник и иллюстратор Борис Акбулатов. Пушкарями называли металлургов-литейщиков, которые отливали пушки и ядра из чугуна. На переднем плане гравюры изображен интерьер цеха — бревенчатые стены, арочный потолок, кузнечные инструменты в ведре, два ковша для литья металла. Из цеха открывается вид на заводской двор, где на заднем плане офицеры осматривают готовую пушку.
Борис Акбулатов родился в 1949 году. Историю Петрозаводска, личность его основателя Петра I художник изучает с 1977 года. В 1988 году была издана проиллюстрированная Акбулатовым книга «Медный вершник» — о Петре I. Кроме этого, произведения карельского художника посвящены местному эпосу «Калевала», жизни Поморья и природе родного края.
В одном из интервью художник рассказывал:
Техника офорта была основана на травлении металла — так назывался процесс, когда на металлическую основу воздействовали кислотой. Заимствовали травление из ювелирного дела: мастера таким образом украшали дорогое оружие из дамасской стали.
Для изготовления офорта полированную пластину из цинка, железа или меди покрывали тонким слоем лака, устойчивого к кислоте. Его изготавливали на основе воска и смолы или канифоли и скипидара. После затвердевания лак немного коптили, чтобы он обрел темный цвет. А затем с помощью специального острого инструмента — его называли офортной иглой — процарапывали на слое лака рисунок. Царапины должны были доходить до поверхности металла.
Затем пластину погружали в емкость с кислотой. Цинковую пластину травили в слабом растворе азотной кислоты, медную — в растворе солей железа. При травлении штрихи углубляются, а защищенные лаком участки печатной формы остаются неизменными. Затем лак смывали, а в углубленные штрихи втирали черную типографскую краску. После этого печатную форму накрывали слегка увлажненным листом бумаги и прокатывали цилиндрическим валом. Под давлением влажная бумага вытягивала краску из штрихов, и на ней появлялся рисунок в зеркальном отображении.
Офорт «Пушкари» из коллекции Национального музея Республики Карелия выполнил художник и иллюстратор Борис Акбулатов. Пушкарями называли металлургов-литейщиков, которые отливали пушки и ядра из чугуна. На переднем плане гравюры изображен интерьер цеха — бревенчатые стены, арочный потолок, кузнечные инструменты в ведре, два ковша для литья металла. Из цеха открывается вид на заводской двор, где на заднем плане офицеры осматривают готовую пушку.
Борис Акбулатов родился в 1949 году. Историю Петрозаводска, личность его основателя Петра I художник изучает с 1977 года. В 1988 году была издана проиллюстрированная Акбулатовым книга «Медный вершник» — о Петре I. Кроме этого, произведения карельского художника посвящены местному эпосу «Калевала», жизни Поморья и природе родного края.
В одном из интервью художник рассказывал: