Каждый этап тувинской традиционной свадьбы сопровождался старинными обрядами — начиная со сговора и заканчивая переездом невесты к жениху и свадебным пиром.
К празднеству невесты шили себе два особых головных убора-накидки — думаалай и баштангы. Думаалай делали из четырехугольного отреза шелковой или хлопчатобумажной ткани два на полтора метра. По одному его краю пришивали овальный присборенный кусок материи, чтобы надевать его на голову, а к передней части — треугольник, который закрывал лоб невесты до бровей. Свободные края украшали подвесками из бусин, монетками, мелкими раковинами или расшивали тесьмой и бахромой из розового и оранжевого бисера.
Вторая накидка — баштангы — была глухой. Ткань на подкладке закрывала голову, часть лица, плечи и спину невесты. Края головного убора обшивали узкой каймой из мелких литых бляшек. В зависимости от достатка владелицы они могли быть серебряными, медными, бронзовыми или даже свинцовыми.
Оба головных убора были обязательными элементами костюма невесты. В стане будущего мужа в дни свадьбы будущая жена покрывала голову обеими накидками: сначала надевала думаалай, а поверх нее — баштангы. У второй накидки не было острых углов, а кайма из свинцовых бляшек делала края шелковой ткани достаточно тяжелыми, чтобы невесте было удобно носить баштангы даже в ветреную погоду.
В некоторых районах Тувы баштангы не надевали вовсе. Советский и российский этнограф Леонид Потапов в своих работах описывал свадебный обряд монгун-тайгинцев и ни разу не упомянул о закрытом головном уборе. Вероятно, они носили только думаалай.
После свадьбы женщины надевали баштангы и как повседневную накидку. Такой головной убор, скорее всего, бляшками не расшивали.
Богато украшенные баштангы хранили и передавали по наследству как признак богатства. О таких ценных женских головных уборах писал в своем дневнике ученый-антрополог, этнограф и писатель Феликс Кон:
К празднеству невесты шили себе два особых головных убора-накидки — думаалай и баштангы. Думаалай делали из четырехугольного отреза шелковой или хлопчатобумажной ткани два на полтора метра. По одному его краю пришивали овальный присборенный кусок материи, чтобы надевать его на голову, а к передней части — треугольник, который закрывал лоб невесты до бровей. Свободные края украшали подвесками из бусин, монетками, мелкими раковинами или расшивали тесьмой и бахромой из розового и оранжевого бисера.
Вторая накидка — баштангы — была глухой. Ткань на подкладке закрывала голову, часть лица, плечи и спину невесты. Края головного убора обшивали узкой каймой из мелких литых бляшек. В зависимости от достатка владелицы они могли быть серебряными, медными, бронзовыми или даже свинцовыми.
Оба головных убора были обязательными элементами костюма невесты. В стане будущего мужа в дни свадьбы будущая жена покрывала голову обеими накидками: сначала надевала думаалай, а поверх нее — баштангы. У второй накидки не было острых углов, а кайма из свинцовых бляшек делала края шелковой ткани достаточно тяжелыми, чтобы невесте было удобно носить баштангы даже в ветреную погоду.
В некоторых районах Тувы баштангы не надевали вовсе. Советский и российский этнограф Леонид Потапов в своих работах описывал свадебный обряд монгун-тайгинцев и ни разу не упомянул о закрытом головном уборе. Вероятно, они носили только думаалай.
После свадьбы женщины надевали баштангы и как повседневную накидку. Такой головной убор, скорее всего, бляшками не расшивали.
Богато украшенные баштангы хранили и передавали по наследству как признак богатства. О таких ценных женских головных уборах писал в своем дневнике ученый-антрополог, этнограф и писатель Феликс Кон: