Одним из основных и старейших видов мебели у кочевников были сундуки — аптара. Они состояли из деревянных ящиков с плоской крышкой и отличались по назначению и оформлению.
Как правило, для изготовления мебели тувинские мастера-резчики использовали лиственницу или кедр. Тувинцы вели кочевой образ жизни, и вся их домашняя утварь была легкой и компактной, чтобы ее легко было перевозить. Комплект мебели состоял из низких деревянных кроватей и столиков, буфета, шкатулок и сундуков-аптара, которые считали главными украшениями интерьера.
В юрте хозяева размещали аптара на самом почетном месте напротив входа. Такое место называли «дор». Ставили аптара не на пол, а на специальные тумбы или на отдельные ножки-стойки.
Мастера стремились богато украсить почетное место жилища. Сначала сундуки красили в красный цвет. Пигмент изготавливали из коры лиственницы, которую варили целый день. В результате получалась очень густая жидкость. Затем аптара расписывали орнаментами, которые символизировали богатство, плодородие, процветание и продолжение рода. Сундуки ставили так, чтобы на виду была сторона, покрытая росписью.
Каждое изображение в тувинском искусстве имело свой смысл и мистическое значение, поэтому считалось священным. Значительное влияние на орнаменты оказало распространение буддизма. На одном из сундуков в коллекции Минусинского музея мастер изобразил слона — буддийский символ благополучия, верности, мудрости и терпения. Его белый цвет означает непорочность и святость.
Сундуки украшали не только сложными рисунками, но и орнаментами. Роспись была одноцветная и многоцветная, плоскостная и объемная. Многоцветные росписи выполняли масляными красками, одноцветные — золотым, серебряным, бронзовым и алюминиевым порошком. Еще одна особенность тувинских росписей — переплетение декоративных элементов. Оно придавало узору дополнительный рельеф.
Тувинские орнаменты отличались чистотой и яркостью. От одного цвета к другому переходили постепенно, через оттенки. Сочетания чистых тонов не разрешались. Благодаря такой колористике у рисунков появлялся дополнительный объем. Эта характерная особенность прослеживается в тувинском, бурятском, калмыцком и монгольском орнаментальном искусстве.
Как правило, для изготовления мебели тувинские мастера-резчики использовали лиственницу или кедр. Тувинцы вели кочевой образ жизни, и вся их домашняя утварь была легкой и компактной, чтобы ее легко было перевозить. Комплект мебели состоял из низких деревянных кроватей и столиков, буфета, шкатулок и сундуков-аптара, которые считали главными украшениями интерьера.
В юрте хозяева размещали аптара на самом почетном месте напротив входа. Такое место называли «дор». Ставили аптара не на пол, а на специальные тумбы или на отдельные ножки-стойки.
В сундуках хранили праздничную одежду и ценные вещи. Обычно в юрте стояли один или два аптара с откидной крышкой — для ценных и зимних вещей. Сундуки были разных размеров. У более крупных ящиков-аптара открывалась только одна половина крышки.
Мастера стремились богато украсить почетное место жилища. Сначала сундуки красили в красный цвет. Пигмент изготавливали из коры лиственницы, которую варили целый день. В результате получалась очень густая жидкость. Затем аптара расписывали орнаментами, которые символизировали богатство, плодородие, процветание и продолжение рода. Сундуки ставили так, чтобы на виду была сторона, покрытая росписью.
Каждое изображение в тувинском искусстве имело свой смысл и мистическое значение, поэтому считалось священным. Значительное влияние на орнаменты оказало распространение буддизма. На одном из сундуков в коллекции Минусинского музея мастер изобразил слона — буддийский символ благополучия, верности, мудрости и терпения. Его белый цвет означает непорочность и святость.
Сундуки украшали не только сложными рисунками, но и орнаментами. Роспись была одноцветная и многоцветная, плоскостная и объемная. Многоцветные росписи выполняли масляными красками, одноцветные — золотым, серебряным, бронзовым и алюминиевым порошком. Еще одна особенность тувинских росписей — переплетение декоративных элементов. Оно придавало узору дополнительный рельеф.
Тувинские орнаменты отличались чистотой и яркостью. От одного цвета к другому переходили постепенно, через оттенки. Сочетания чистых тонов не разрешались. Благодаря такой колористике у рисунков появлялся дополнительный объем. Эта характерная особенность прослеживается в тувинском, бурятском, калмыцком и монгольском орнаментальном искусстве.