Тувинцы до сегодняшнего дня сохранили многие черты этнической традиционной культуры, в том числе и музыкальной. Народная музыка воспевала нелегкий быт, кочевую жизнь и природу: горы и реки, урочища и священные источники аржааны, домашних и диких животных.
Один из главных тувинских музыкальных инструментов — четырехструнный смычковый бызаанчы (пызанчи). Под разными названиями подобные инструменты встречаются почти во всех странах Дальнего Востока. Они отличаются друг от друга по размеру, числу струн (бывают двухструнные), а также по материалу, из которого изготавливают корпус: дерево, бамбук или медь. По своему устройству бызаанчы близок к старинной китайской скрипке эрху.
Музыкальный инструмент тувинцев состоит их двух частей — корпуса и шейки, которая проходит сквозь него и оканчивается декоративной резной фигуркой лошадиной головы. Струны для бызаанчы делают из некрученых конских волос и натягивают на четыре колка у основания шейки. Готовый корпус обтягивают декой, она резонирует во время игры. Ее традиционно изготавливают из козлиной, телячьей, маральей или рыбьей кожи.
Первую и третью струны бызаанчы настраивают в унисон, вторую и четвертую — квинтой (или реже квартой) выше первой и третьей, также в унисон. Все четыре струны продевают сквозь металлическое кольцо, притянутое к шейке веревочкой или кожаной вязкой. Веревочка свободно передвигается по шейке вверх и вниз и может удлинять или укорачивать звучащую часть всех струн одновременно.
Во время игры пальцы исполнителя находятся под струнами. Музыкант устанавливает бызаанчы вертикально, нижний конец шейки упирается в левое колено. Большим пальцем левой руки поддерживают инструмент, а остальными — немного перемещаются внизу по струнам, не прижимая их к шейке. Смычок при этом находится в правой руке. При соприкосновении смычка со струнами инструмент издает скрипящие звуки, более мягкие по тембру, чем у европейской скрипки.
Бызаанчы распространены в Казахстане, Бурятии, Монголии, Туве. Тувинские национальные смычковые инструменты — часть самобытной музыкальной культуры, а их изготовление относят к народному промыслу и декоративно-прикладному искусству.
Один из главных тувинских музыкальных инструментов — четырехструнный смычковый бызаанчы (пызанчи). Под разными названиями подобные инструменты встречаются почти во всех странах Дальнего Востока. Они отличаются друг от друга по размеру, числу струн (бывают двухструнные), а также по материалу, из которого изготавливают корпус: дерево, бамбук или медь. По своему устройству бызаанчы близок к старинной китайской скрипке эрху.
Музыкальный инструмент тувинцев состоит их двух частей — корпуса и шейки, которая проходит сквозь него и оканчивается декоративной резной фигуркой лошадиной головы. Струны для бызаанчы делают из некрученых конских волос и натягивают на четыре колка у основания шейки. Готовый корпус обтягивают декой, она резонирует во время игры. Ее традиционно изготавливают из козлиной, телячьей, маральей или рыбьей кожи.
Первую и третью струны бызаанчы настраивают в унисон, вторую и четвертую — квинтой (или реже квартой) выше первой и третьей, также в унисон. Все четыре струны продевают сквозь металлическое кольцо, притянутое к шейке веревочкой или кожаной вязкой. Веревочка свободно передвигается по шейке вверх и вниз и может удлинять или укорачивать звучащую часть всех струн одновременно.
Во время игры пальцы исполнителя находятся под струнами. Музыкант устанавливает бызаанчы вертикально, нижний конец шейки упирается в левое колено. Большим пальцем левой руки поддерживают инструмент, а остальными — немного перемещаются внизу по струнам, не прижимая их к шейке. Смычок при этом находится в правой руке. При соприкосновении смычка со струнами инструмент издает скрипящие звуки, более мягкие по тембру, чем у европейской скрипки.
Бызаанчы распространены в Казахстане, Бурятии, Монголии, Туве. Тувинские национальные смычковые инструменты — часть самобытной музыкальной культуры, а их изготовление относят к народному промыслу и декоративно-прикладному искусству.