Всадника на коне вылепила народная мастерица Оксана Рощупкина в 2016 году. Она создала его по примеру древних игрушек, найденных в слободе Казацкой, — их относят ко времени основания города-крепости Оскол. Старые гончары такие фигурки называли «генерал». На игрушке нет никаких налепных украшений — все детали, в том числе «фуражку» воина, художница вытягивала пальцами из цельного куска глины. Глаза и рты (как всадника, так и коника) она отметила продолговатыми проколами.
С этой игрушкой можно высвистеть простейшую мелодию. Дырочки для извлечения свиста сделаны в задней части хвоста. На боках животного также видны два отверстия — это лады. Если их зажимать, можно получить разную тональность звука.
Оксана Рощупкина родилась в городе Старый Оскол в 1980 году. Она окончила Воронежский государственный педагогический институт, выучившись на учителя ИЗО, черчения и декоративно-прикладного творчества. Художница — мастер широкого профиля. Она занимается иконописью, расписывает деревянные изделия, создает керамические картины, лепит декоративные сосуды. И, как и большинство керамистов Старого Оскола, очень любит старооскольскую народную игрушку.
Искусствовед Андрусенко Елена выделяла несколько художественных особенностей этого промысла. Первая из них — живая наивность. Бараны с рогами-бубликами, приземистые коники, статные «барышни», упирающие руки в бока, — все они подкупают своим милым видом. Второе отличие — мягкие пластичные формы. В старооскольских фигурках не встретишь острых углов или ломаных линий (они представлены разве что в расписных узорах в виде «елочек» или штрихов). Третья особенность — неотшлифованная фактура поверхностей. Каждая игрушка хранит следы прикосновений рук мастера. И, конечно, особое место занимает чистый, глубокий звук свистулек.
Самыми ранними свистульками считаются птички, «утушки», с обобщенными формами. Это в основном отдельные и случайные находки. Удивительно, что даже самые древние образцы издают чистый и громкий свист. Причем качество звука не зависит от времени создания. Иногда помехами не становятся даже частичные сломы.
С этой игрушкой можно высвистеть простейшую мелодию. Дырочки для извлечения свиста сделаны в задней части хвоста. На боках животного также видны два отверстия — это лады. Если их зажимать, можно получить разную тональность звука.
Оксана Рощупкина родилась в городе Старый Оскол в 1980 году. Она окончила Воронежский государственный педагогический институт, выучившись на учителя ИЗО, черчения и декоративно-прикладного творчества. Художница — мастер широкого профиля. Она занимается иконописью, расписывает деревянные изделия, создает керамические картины, лепит декоративные сосуды. И, как и большинство керамистов Старого Оскола, очень любит старооскольскую народную игрушку.
Искусствовед Андрусенко Елена выделяла несколько художественных особенностей этого промысла. Первая из них — живая наивность. Бараны с рогами-бубликами, приземистые коники, статные «барышни», упирающие руки в бока, — все они подкупают своим милым видом. Второе отличие — мягкие пластичные формы. В старооскольских фигурках не встретишь острых углов или ломаных линий (они представлены разве что в расписных узорах в виде «елочек» или штрихов). Третья особенность — неотшлифованная фактура поверхностей. Каждая игрушка хранит следы прикосновений рук мастера. И, конечно, особое место занимает чистый, глубокий звук свистулек.
Самыми ранними свистульками считаются птички, «утушки», с обобщенными формами. Это в основном отдельные и случайные находки. Удивительно, что даже самые древние образцы издают чистый и громкий свист. Причем качество звука не зависит от времени создания. Иногда помехами не становятся даже частичные сломы.