Художник-портретист Дмитрий Яковлевич Чарушин родился в Вятке. С ранних лет, наблюдая за работой своего отца — иконописца, он мечтал о карьере художника. В 1837 году в Вятку приехал в ссылку художник-архитектор Александр Лаврентьевич Витберг. Александр Лаврентьевич был автором первого, незавершенного проекта храма Христа Спасителя в Москве, заложенного на Воробьевых горах в 1817 году, автором уничтоженного в 1938 году Александра-Невского собора в Вятке. Также Витберг — автор ограды и портала Александровского сада в Вятке. Во время ссылки Витберг открыл «домашнюю академию», где его супруга и старшая дочь обучали детей арифметике, иностранным языкам, музыке, танцам, хорошим манерам, а сам художник давал желающим уроки рисунка и живописи. Дмитрий Чарушин также посещал эти занятия.
Одна из работ начинающего художника — автопортрет. Несмотря на некоторую робость кисти, автопортрет привлекает внимание простотой и непосредственностью передачи натуры. В картине художнику не все удалось передать профессионально точно: лицо получилось неестественно темного цвета, фигура плоская, отсутствует пространство. Но в портрете читается, с какой гордостью он изобразил себя, осознавая свою сопричастность к художественному миру, с какой любовью передал кисти, палитру с красками.
Жители Вятки познакомились с этим произведением на выставке, подготовленной к приезду будущего наследника престола Александра II. В Петербургской газете за 1837 год было отмечено, что на Вятской выставке его высочеством цесаревичем особое внимание обращено на портрет самоучки мещанина Чарушина. Художнику было рекомендовано учиться в Академии художеств. Витберг помог Дмитрию Чарушину постепенно овладеть приемами реалистической школой живописи, основанной на непосредственной передаче натуры. Чарушин поступил в Императорскую Академию художеств, получил звание неклассного свободного художника, до конца жизни выполнял заказные портреты жителей Петербурга и Вятки.
В коллекции Вятского художественного музея хранится четыре рисунка и шесть живописных портретов Чарушина, три из них — автопортреты.
Одна из работ начинающего художника — автопортрет. Несмотря на некоторую робость кисти, автопортрет привлекает внимание простотой и непосредственностью передачи натуры. В картине художнику не все удалось передать профессионально точно: лицо получилось неестественно темного цвета, фигура плоская, отсутствует пространство. Но в портрете читается, с какой гордостью он изобразил себя, осознавая свою сопричастность к художественному миру, с какой любовью передал кисти, палитру с красками.
Жители Вятки познакомились с этим произведением на выставке, подготовленной к приезду будущего наследника престола Александра II. В Петербургской газете за 1837 год было отмечено, что на Вятской выставке его высочеством цесаревичем особое внимание обращено на портрет самоучки мещанина Чарушина. Художнику было рекомендовано учиться в Академии художеств. Витберг помог Дмитрию Чарушину постепенно овладеть приемами реалистической школой живописи, основанной на непосредственной передаче натуры. Чарушин поступил в Императорскую Академию художеств, получил звание неклассного свободного художника, до конца жизни выполнял заказные портреты жителей Петербурга и Вятки.
В коллекции Вятского художественного музея хранится четыре рисунка и шесть живописных портретов Чарушина, три из них — автопортреты.