Говоря о плеяде талантливых курганских художников, нельзя не упомянуть имя Владимира Михайловича Чалого. Курганский живописец эпохи постмодернизма, знаковая фигура для искусства Зауралья, он вместе со своими единомышленниками, такими же молодыми художниками, в середине 1980-х годов внес радикальные изменения в местное искусство. После ранней кончины Александра Петухова, который представлял альтернативу официальному искусству, не оказалось последователей художника с его экспрессивным по форме и зачастую конфликтным по содержанию творчеством.
«Суровый стиль» постепенно сменился неким «застоем» в искусстве. Зауральская живопись стала сугубо традиционной. Художники обратились к наследию прошлого, красоте окружающего мира. Иной же тенденцией стали декларативно-пафосные работы в рамках выставок «к важным памятным датам». Новое поколение художников, лидером которых стал Владимир Чалый после переезда в Курган, было ориентировано на искусство вне партийной идеологии. «Я никогда заранее не продумываю работу. Никогда бы не рисовал, если бы знал, что получится. Мне просто интересно. Картины — это и моя работа, и мое хобби», — так характеризовал свои произведения художник. Он всегда был свободен в выборе тем для картин и в манере написания. Владимир Михайлович просил не искать в его искусстве скрытых смыслов и сложных мотивов. Среди любимых художников Чалого — модернисты Модильяни, Пикассо, Малевич. Их духовное влияние ощутимо во многих его композициях, в том числе и в «Автопортрете» 1992 года.
В представленной работе перед нами художник-универсал, способный, по словам самого Чалого, бесконечно меняться и преображать свой лик, не изменяя самому себе, потому и лицо на его автопортрете — чистый белый овал, как у персонажей Казимира Малевича. Создавая автопортрет, художник одновременно показал некий обобщенный образ. Чалый выделил белым цветом палитру, руку и лицо «себя-художника».
Палитра, словно лезвие ножа, которое она и напоминает своей формой, разрезает полотно работы. Художник использовал интересный композиционный прием: отделил руку тонкой рейкой от своей фигуры. Темно-зеленый цвет фона, который так любил художник, придает портрету благородное звучание.
«Суровый стиль» постепенно сменился неким «застоем» в искусстве. Зауральская живопись стала сугубо традиционной. Художники обратились к наследию прошлого, красоте окружающего мира. Иной же тенденцией стали декларативно-пафосные работы в рамках выставок «к важным памятным датам». Новое поколение художников, лидером которых стал Владимир Чалый после переезда в Курган, было ориентировано на искусство вне партийной идеологии. «Я никогда заранее не продумываю работу. Никогда бы не рисовал, если бы знал, что получится. Мне просто интересно. Картины — это и моя работа, и мое хобби», — так характеризовал свои произведения художник. Он всегда был свободен в выборе тем для картин и в манере написания. Владимир Михайлович просил не искать в его искусстве скрытых смыслов и сложных мотивов. Среди любимых художников Чалого — модернисты Модильяни, Пикассо, Малевич. Их духовное влияние ощутимо во многих его композициях, в том числе и в «Автопортрете» 1992 года.
В представленной работе перед нами художник-универсал, способный, по словам самого Чалого, бесконечно меняться и преображать свой лик, не изменяя самому себе, потому и лицо на его автопортрете — чистый белый овал, как у персонажей Казимира Малевича. Создавая автопортрет, художник одновременно показал некий обобщенный образ. Чалый выделил белым цветом палитру, руку и лицо «себя-художника».
Палитра, словно лезвие ножа, которое она и напоминает своей формой, разрезает полотно работы. Художник использовал интересный композиционный прием: отделил руку тонкой рейкой от своей фигуры. Темно-зеленый цвет фона, который так любил художник, придает портрету благородное звучание.