Имя Софьи Семеновны Витухновской, уроженки городка Павлово на Оке, много значит для культурной жизни комсомольчан.
Годы учебы Софьи Витухновской пришлись на переломный период в искусстве: культура дворянства, купечества, меценатства отступала перед новой, пролетарской. Наставниками художницы в период с 1929 по 1937 год были Вячеслав Николаевич Руцай, Сергей Васильевич Герасимов, Борис Владимирович Иогансон и другие видные мастера. Во время учебы она познакомилась с будущим мужем, Хоскелем Сандлером. От него и от своего брата Михаила — автора сценария к фильму «Комсомольск» — Софья Семеновна многое узнала о строительстве Комсомольска-на-Амуре.
В 1937 году в городе юности шла подготовка к первому, пятилетнему юбилею; в числе других торжеств готовили открытие художественной выставки. Участники планировали представить на ней этюды будущих программных полотен, посвященных созданию города. Прибыли в Комсомольск и Сандлер с Витухновской. Оба много работали в мастерской и на пленэре, вели занятия в изостудии, организовывали выставки творчества своих учеников. Софья Семеновна писала маслом пейзажи, портреты, создавала театральные декорации.
По возвращении супругов-художников в 1939 году Москву в МОСХе состоялась их совместная выставка, на которой были представлены 46 картин на тему Амура.
В следующий раз Софья Семеновна и Хоскель Моисеевич получили приглашение посетить Комсомольск-на-Амуре в 1964 году: у художников родилась идея открыть в городе картинную галерею. Их призыв «Подарите работы комсомольчанам!» был опубликован в «Советской культуре» и «Московском рабочем»; Художественный фонд СССР согласился курировать создание коллекции.
Первая посылка с тщательно отобранными произведениями живописи и графики, среди которых были и работы Софьи Витухновской и Хоскеля Сандлера, отправилась в дар комсомольчанам в 1965 году. Через год в городе открылась и галерея, которую художники-основатели опекали до конца жизни.
Нанайский театр — изначально любительский кружок — возник в 1932 году, а к 1937 году уже был признан крайисполкомом, успешно ставил пьесы революционного плана на основе нанайского фольклора. На портрете, предположительно, Исар Ситулович Пассар, скрипач-самоучка, артист нанайского театра села Найхин. Вероятно, портрет был написан в 1937 году, когда труппа гастролировала в Комсомольске.
Годы учебы Софьи Витухновской пришлись на переломный период в искусстве: культура дворянства, купечества, меценатства отступала перед новой, пролетарской. Наставниками художницы в период с 1929 по 1937 год были Вячеслав Николаевич Руцай, Сергей Васильевич Герасимов, Борис Владимирович Иогансон и другие видные мастера. Во время учебы она познакомилась с будущим мужем, Хоскелем Сандлером. От него и от своего брата Михаила — автора сценария к фильму «Комсомольск» — Софья Семеновна многое узнала о строительстве Комсомольска-на-Амуре.
В 1937 году в городе юности шла подготовка к первому, пятилетнему юбилею; в числе других торжеств готовили открытие художественной выставки. Участники планировали представить на ней этюды будущих программных полотен, посвященных созданию города. Прибыли в Комсомольск и Сандлер с Витухновской. Оба много работали в мастерской и на пленэре, вели занятия в изостудии, организовывали выставки творчества своих учеников. Софья Семеновна писала маслом пейзажи, портреты, создавала театральные декорации.
По возвращении супругов-художников в 1939 году Москву в МОСХе состоялась их совместная выставка, на которой были представлены 46 картин на тему Амура.
В следующий раз Софья Семеновна и Хоскель Моисеевич получили приглашение посетить Комсомольск-на-Амуре в 1964 году: у художников родилась идея открыть в городе картинную галерею. Их призыв «Подарите работы комсомольчанам!» был опубликован в «Советской культуре» и «Московском рабочем»; Художественный фонд СССР согласился курировать создание коллекции.
Первая посылка с тщательно отобранными произведениями живописи и графики, среди которых были и работы Софьи Витухновской и Хоскеля Сандлера, отправилась в дар комсомольчанам в 1965 году. Через год в городе открылась и галерея, которую художники-основатели опекали до конца жизни.
Нанайский театр — изначально любительский кружок — возник в 1932 году, а к 1937 году уже был признан крайисполкомом, успешно ставил пьесы революционного плана на основе нанайского фольклора. На портрете, предположительно, Исар Ситулович Пассар, скрипач-самоучка, артист нанайского театра села Найхин. Вероятно, портрет был написан в 1937 году, когда труппа гастролировала в Комсомольске.