Серебряную чашу с ручкой в виде птицы нашли на раскопках в Волгоградской области в 1961 году. Ученые определили, что время ее создания — I век до нашей эры.
Чаша изготовлена из кованого серебряного листа. Поверхность сосуда носит следы доработки на токарном станке. С одного бока к чаше припаяна литая фигура хищной птицы (орла), которая держится когтями за край сосуда.
Особый интерес представляет форма сосуда — полусферическая. Ученые предполагают, что подобные чаши могли носить, подвешивая к поясу. Такой скифский обычай упоминал в своих трудах Геродот: философ связывал его с легендой о происхождении народа.
«С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застёжки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей (также натянуть лук и также опоясаться как Геракл), и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И, в память о той золотой чаше, ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе…»
Не исключено, что подобный обычай существовал и у сарматов. Во всяком случае, в погребениях сарматской знати I–II веков нашей эры часто находят драгоценные чаши с зооморфной ручкой. Сарматы в эту эпоху украшали стилизованными изображениями животных ювелирные изделия, конную упряжь, драгоценную посуду и даже застежки для одежды. Существовал полихромный сарматский стиль — в нем подчеркивали части тела и головы вставками из цветных камней (обычно бирюзы) или голубой стеклянной пасты. Особо выделяли крупными камнями сильные выпуклые мышцы, а более мелкими — когти, зубы, глаза, уши и копыта, а также перья птиц.
В 2005 году серебряная чаша из собрания Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими ценностями экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.
Чаша изготовлена из кованого серебряного листа. Поверхность сосуда носит следы доработки на токарном станке. С одного бока к чаше припаяна литая фигура хищной птицы (орла), которая держится когтями за край сосуда.
Особый интерес представляет форма сосуда — полусферическая. Ученые предполагают, что подобные чаши могли носить, подвешивая к поясу. Такой скифский обычай упоминал в своих трудах Геродот: философ связывал его с легендой о происхождении народа.
«С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застёжки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей — Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей (также натянуть лук и также опоясаться как Геракл), и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И, в память о той золотой чаше, ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе…»
Не исключено, что подобный обычай существовал и у сарматов. Во всяком случае, в погребениях сарматской знати I–II веков нашей эры часто находят драгоценные чаши с зооморфной ручкой. Сарматы в эту эпоху украшали стилизованными изображениями животных ювелирные изделия, конную упряжь, драгоценную посуду и даже застежки для одежды. Существовал полихромный сарматский стиль — в нем подчеркивали части тела и головы вставками из цветных камней (обычно бирюзы) или голубой стеклянной пасты. Особо выделяли крупными камнями сильные выпуклые мышцы, а более мелкими — когти, зубы, глаза, уши и копыта, а также перья птиц.
В 2005 году серебряная чаша из собрания Астраханского музея-заповедника вместе с другими археологическими ценностями экспонировалась на выставке «Сокровища степи астраханской» в Риме.