В традиционном жизненном укладе хакасов особое место занимал культ фетишей — особых предметов, которые олицетворяли духов-покровителей. Считалось, что их магическая сила оберегает семью, род, стада и помогает в охотничьем промысле. Но главное — они должны были защищать людей от злых духов, которые вызывают болезни, и бороться с ними. В хакасском языке предметы-фетиши обозначали словом «тёс».
Семейные и родовые тёси хранились в каждой хакасской юрте, у каждого было собственное, строго определенное место. Самым сильным и почитаемым считался аба тёс — медвежий фетиш, который оберегал жилище. Аба тёс располагали у порога юрты, с правой, северной стороны от входа и посвящали дверному духу-хозяину. Фетиш изготавливали из медного или железного кольца. По преданиям, в нем была сосредоточена душа тёся.
К кольцу привязывали два фрагмента шкур: с правой передней лапы медведя (вместе с когтями) и с правой передней голени черно-гнедой лошади. Лошадь темно-гнедой масти считали ездовым животным этого фетиша. Ее называли мюндью.
Если настоящую лапу медведя достать было трудно, ее вырезали из дерева. По форме она напоминала человеческую руку.
Каждый год — весной и осенью во время последней четверти луны, в момент заката солнца — семья устраивала аба тёсю кормление. Перед фетишем устанавливали плоский камень, разводили на нем огонь и на углях жгли девять пучков черемуховой коры, девять кусочков лошадиного сала и девять зерен ячменя и вершину зонтичного растения — борщевика. Кроме того, медвежий идол кормили гарью от головы пестрой щуки и муравьями. Возглавляла кормление пожилая женщина, которая до тонкостей знала древние обычаи. Все присутствующие, не крестясь, кланялись фетишу и повторяли «ямы, ямы, ямы».
Хакасы верили, что оберег мстил тем, кто забывал его кормить, — поражал поясницу и мочеполовые органы. Через каждые девять лет аба тёсю приносили в жертву черного ягненка — правую сторону грудины, голову и голень. Почитание медвежьего тёся было связано с культом предков, поскольку медведя считали далеким братом человека.
Семейные и родовые тёси хранились в каждой хакасской юрте, у каждого было собственное, строго определенное место. Самым сильным и почитаемым считался аба тёс — медвежий фетиш, который оберегал жилище. Аба тёс располагали у порога юрты, с правой, северной стороны от входа и посвящали дверному духу-хозяину. Фетиш изготавливали из медного или железного кольца. По преданиям, в нем была сосредоточена душа тёся.
К кольцу привязывали два фрагмента шкур: с правой передней лапы медведя (вместе с когтями) и с правой передней голени черно-гнедой лошади. Лошадь темно-гнедой масти считали ездовым животным этого фетиша. Ее называли мюндью.
Если настоящую лапу медведя достать было трудно, ее вырезали из дерева. По форме она напоминала человеческую руку.
Каждый год — весной и осенью во время последней четверти луны, в момент заката солнца — семья устраивала аба тёсю кормление. Перед фетишем устанавливали плоский камень, разводили на нем огонь и на углях жгли девять пучков черемуховой коры, девять кусочков лошадиного сала и девять зерен ячменя и вершину зонтичного растения — борщевика. Кроме того, медвежий идол кормили гарью от головы пестрой щуки и муравьями. Возглавляла кормление пожилая женщина, которая до тонкостей знала древние обычаи. Все присутствующие, не крестясь, кланялись фетишу и повторяли «ямы, ямы, ямы».
Хакасы верили, что оберег мстил тем, кто забывал его кормить, — поражал поясницу и мочеполовые органы. Через каждые девять лет аба тёсю приносили в жертву черного ягненка — правую сторону грудины, голову и голень. Почитание медвежьего тёся было связано с культом предков, поскольку медведя считали далеким братом человека.