Живопись играла ведущую роль в искусстве Фландрии XVII века. В стране творили сотни художников — и известных, и тех, чьи имена не дошли до сегодняшнего дня. Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс. Он содержал огромную мастерскую, где обучались и работали не только юные художники, но и состоявшиеся авторы.
Из его мастерской вышла и работа «Аполлон и Марсий», написанная на сюжет из античной мифологии. Автор полотна неизвестен. Однако все признаки классической работы фламандской школы налицо: монументальность, реалистичность изображения, внимание к деталям, яркие живые характеры, буйные краски и т. д.
В основу картины легла древнегреческая легенда. Сатир Марсий нашел в лесу флейту и научился на ней играть так талантливо, что вызвал на музыкальное состязание самого покровителя искусств, бога Аполлона. Одержав победу в музыкальной битве, бог решил наказать Марсия за дерзость: он привязал сатира к дереву и содрал с него шкуру.
Именно этот момент мифа и запечатлен на картине. Юноша атлетического сложения с пышными рыжеватыми волосами, с прекрасными чертами лица и белоснежной кожей — Аполлон. Бог Солнца, бог искусства, обладатель совершенной красоты сдирает кожу со второго героя — сатира Марсия. Автор противопоставляет героев. Хотя фигура сатира также хорошо сложена и мускулиста, его смуглая кожа, круглое курносое лицо и лысина создают тип простолюдина. Так изображались низшие божества.
Сюжетный конфликт в картине воплощен многими способами: и разделением фона по диагонали на две части, и противопоставлением светлой фигуры Аполлона и смуглой — Марсия, и их противоположным эмоциональным состоянием. В левой части композиции, выполненной в серо-голубых, «небесных» тонах, символизирующих мир богов, находится спокойный и невозмутимый Аполлон. Справа с помощью более темных красок и мрачных оттенков художник изображает земной мир, лес, в котором умирает извивающийся от боли один из его духов, сатир Марсий.
Фигуры героев картины зеркально отражают друг друга. Их ноги, крепко опирающиеся на землю, образуют треугольник. Воздетые руки напоминают танцевальные движения. Широкие, мощные мазки в духе живописной манеры Рубенса воплощают барочную экспрессию. Работа писалась на дереве, но в 1820 году была переложена на холст. Вертикальный след от соединения досок можно увидеть невооруженным глазом.
Из его мастерской вышла и работа «Аполлон и Марсий», написанная на сюжет из античной мифологии. Автор полотна неизвестен. Однако все признаки классической работы фламандской школы налицо: монументальность, реалистичность изображения, внимание к деталям, яркие живые характеры, буйные краски и т. д.
В основу картины легла древнегреческая легенда. Сатир Марсий нашел в лесу флейту и научился на ней играть так талантливо, что вызвал на музыкальное состязание самого покровителя искусств, бога Аполлона. Одержав победу в музыкальной битве, бог решил наказать Марсия за дерзость: он привязал сатира к дереву и содрал с него шкуру.
Именно этот момент мифа и запечатлен на картине. Юноша атлетического сложения с пышными рыжеватыми волосами, с прекрасными чертами лица и белоснежной кожей — Аполлон. Бог Солнца, бог искусства, обладатель совершенной красоты сдирает кожу со второго героя — сатира Марсия. Автор противопоставляет героев. Хотя фигура сатира также хорошо сложена и мускулиста, его смуглая кожа, круглое курносое лицо и лысина создают тип простолюдина. Так изображались низшие божества.
Сюжетный конфликт в картине воплощен многими способами: и разделением фона по диагонали на две части, и противопоставлением светлой фигуры Аполлона и смуглой — Марсия, и их противоположным эмоциональным состоянием. В левой части композиции, выполненной в серо-голубых, «небесных» тонах, символизирующих мир богов, находится спокойный и невозмутимый Аполлон. Справа с помощью более темных красок и мрачных оттенков художник изображает земной мир, лес, в котором умирает извивающийся от боли один из его духов, сатир Марсий.
Фигуры героев картины зеркально отражают друг друга. Их ноги, крепко опирающиеся на землю, образуют треугольник. Воздетые руки напоминают танцевальные движения. Широкие, мощные мазки в духе живописной манеры Рубенса воплощают барочную экспрессию. Работа писалась на дереве, но в 1820 году была переложена на холст. Вертикальный след от соединения досок можно увидеть невооруженным глазом.