Антиминс — это четырехугольный плат для православного богослужения. Его название переводится как «вместопрестолие», им покрывают алтарь или престол. Антиминс делают из шелка или льна, вшивая внутрь фрагмент мощей христианского мученика. Для сохранности антиминс заворачивают в другой шелковый плат — темно-красный илитон. Он напоминает ткань, которой была обернута голова Иисуса Христа в гробу.
Антиминс разворачивают в определенный момент богослужения, прикасаться к нему позволено только представителям духовенства. Если во время литургии в храме случится пожар или иное стихийное бедствие, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и завершить на нем богослужение, поскольку плат заменяет престол. Эта традиция уходит во времена гонений на христиан, когда литургию совершали на гробах мучеников. После VIII века частицы мощей вкладывали в престол для храмового богослужения, а затем начали вшивать в антиминс, используя специальную благовонную смесь — воскомастику.
В экспозиции Музея истории мировых культур и религий представлен антиминс 1853 года. По его верхнему краю сохранилась надпись на старославянском языке, согласно которой плат был посвящен святым мученикам Адриану и Наталье. Фрагменты их мощей были вшиты в этот антиминс. Надпись по нижнему краю антиминса сообщает, что он был разрешен к использованию первосвященником Никанором Митрополитом Нижегородским и Санкт-Петербургским по указу императора Николая I.
На антиминсе изображен сюжет положения Иисуса Христа во гроб после снятия с креста. Его оплакивает Богоматерь, сидящая над телом сына, за ней — ее сестра Мария Клеопова и последовательница Христа Мария Магдалина. У ног Иисуса склонился Святой Никодим. Над крестом виден луч с голубем — это символическое изображение Святого Духа.
По углам в круглых клеймах изображены апостолы с животными, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в храме небесном. Эти символы относятся в церкви к четырем евангелистам: Матфею — человек, символ человеческой природы; Марку — лев, символ царской власти; Луке — телец, символ жертвенного животного; Иоанну — орел, символ вышней ангельской природы.
Антиминс разворачивают в определенный момент богослужения, прикасаться к нему позволено только представителям духовенства. Если во время литургии в храме случится пожар или иное стихийное бедствие, священник обязан вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в любом удобном месте и завершить на нем богослужение, поскольку плат заменяет престол. Эта традиция уходит во времена гонений на христиан, когда литургию совершали на гробах мучеников. После VIII века частицы мощей вкладывали в престол для храмового богослужения, а затем начали вшивать в антиминс, используя специальную благовонную смесь — воскомастику.
В экспозиции Музея истории мировых культур и религий представлен антиминс 1853 года. По его верхнему краю сохранилась надпись на старославянском языке, согласно которой плат был посвящен святым мученикам Адриану и Наталье. Фрагменты их мощей были вшиты в этот антиминс. Надпись по нижнему краю антиминса сообщает, что он был разрешен к использованию первосвященником Никанором Митрополитом Нижегородским и Санкт-Петербургским по указу императора Николая I.
На антиминсе изображен сюжет положения Иисуса Христа во гроб после снятия с креста. Его оплакивает Богоматерь, сидящая над телом сына, за ней — ее сестра Мария Клеопова и последовательница Христа Мария Магдалина. У ног Иисуса склонился Святой Никодим. Над крестом виден луч с голубем — это символическое изображение Святого Духа.
По углам в круглых клеймах изображены апостолы с животными, которых видел святой Иоанн Богослов на Престоле Христа Вседержителя в храме небесном. Эти символы относятся в церкви к четырем евангелистам: Матфею — человек, символ человеческой природы; Марку — лев, символ царской власти; Луке — телец, символ жертвенного животного; Иоанну — орел, символ вышней ангельской природы.