К началу XIII века контроль над Босфором принадлежал итальянским негоциантам, обладавшим богатым кораблестроительным, навигационным и финансовым опытом. Лидирующие позиции в числе торговых факторий занимали три итальянские республики: Венеция, Генуя и Пиза. В значительные расстояния ходили почти исключительно их корабли — грузовые и пассажирские.
Крупнейшие центры транзитной торговли определялись наличием в них удобных гаваней, а также благоприятными течениями. Этим условиям, как отмечают Виктор Лебединский, Наталия Гинькут и Юлия Пронина («Мореплавание в Северном Причерноморье в контексте средиземноморской морской торговли во второй половине X — начале XIII века (по данным исследованных кораблекрушений»), отвечали Синоп, Амис, Херсон, Трапезунд, Босфор, Солдайа (Судак).
Исследователям удалось установить и документально подтвердить интересный факт: причиной крушения корабля, на котором находилась представленная амфора, был пожар. Место катастрофы занесло слоем песка, благодаря чему на многих находках сохранились следы золы и нагара, части обнаруженных амфор спеклись от высокой температуры. Обилие золы ученые склонны объяснять тем, что посуда в целях сохранности была упакована в ветошь.
Керамика, основной груз торговых суден, служила не только тарой для различных жидких и сыпучих продуктов, но и самостоятельным товаром и одновременно «балластом». Она «обеспечивала кораблю устойчивость, а ее продажа в различных пунктах приносила определенный доход» (В.В. Лебединский и др., «Мореплавание в Северном Причерноморье»).
Бока и ручки многих аналогичных сосудов украшали граффити, представленные буквами греческого алфавита, монограммами и условными обозначениями из точек и черточек. Количество таких отметок указывает на то, сколько раз амфора проходила таможенный досмотр с обложением товара торговой пошлиной.
На тулове сосуда отчетливо видны параллельные врезные полоски, нанесенные, очевидно, по сырой глине. Они могли быть владельческим знаком купца, следившего таким образом за своей тарой, или товарным знаком мастерской.