Станковые работы художников-монументалистов становятся для искусствоведов интересным объектом изучения. Часто они выделяются своей цельностью, смелостью, необычностью художественных форм, особым выбором колорита, разнообразием сюжетов и остро звучащими личными переживаниями автора. Монументалисты 1970-х годов высказывались в рельефах, мозаиках, фресках — в смелых архитектурных экспериментах, однако в немалой степени свой творческий потенциал они реализовывали именно в станковых произведениях. Борис Тальберг не стал исключением.
В картине «Амбассадор» Борис Тальберг вслед за многими классиками живописи обращается к автопортрету, вступает в диалог с самим собой. Сцена происходит в гостиничном номере. Художник лежит на ярко красном покрывале кровати, застыв в по-гамлетовски вопрошающем жесте, он словно беседует с собой и со зрителем одновременно.
Стандартизированный интерьер отеля, казалось бы, не может быть созвучным сложному внутреннему миру художника, скорее наоборот, но герой не стремится явно вступить в противоречие со средой, но напротив, он даже невольно сливается с интерьером. Тональное совпадение рубашки, постельного белья и подушки образуют ритмическую диагональ с лампой и календариком на полу.
Кровать, на которой возлежит герой, можно сравнить с кораблем (пространством порядка), бороздящим просторы океана (хаотичное, пространство номера) — четкие углы и линии кровати вступают в противоречие с окружением героя. Горчично-желтые стены стремятся «выпрыгнуть» за пределы картины. Беспорядок, «танцующая» мебель на изогнутых ножках, синий ковёр и тумба — все они спорят между собой, контрастируют в цветовых и тональных отношениях. Острое экспрессивное движение предметов сообщает зрителю ощущение тревожной, беспокойной манеры монолога героя с самим собой, его одиночества, подчеркивает риторичность обращения творца к зрителю. Перед нами путешественник, осознавший себя бесконечно малым по сравнению с необъятным миром.
Самопознание и самоирония типичны для работ Бориса Тальберга. На прикроватной тумбочке лежат типичные для путешественника атрибуты: фотокамера, небрежно брошена перчатка.
Важен сложный ракурс автопортрета. Это не классический «взгляд в зеркало», а сторонний взгляд автора на самого себя — он смотрит на себя отрешённо, сверху вниз.
Пространство как будто лишено своей привычной структурности, оно меняется, искажается. Художник точно рушит четвёртую стену. Поза его расслаблена, однако выбранный ракурс делает изображаемого весьма беззащитным. Выразительный, задумчивый силуэт раскрывает вечный конфликт человека с самим собой и окружающей действительностью.
Амбассадор
Время создания
1973
Место создания
Москва
Размер
122x80 см
Техника
оргалит, масло
Выставка
0
Открыть в приложении #2
#3
Алиса Шувалова, Выпускница программ Образовательного центра «Сириус» (академический рисунок и скульптура от Санкт-Петербургской академии художеств)
читать дальшескрыть
Амбассадор
Время создания
1973
Место создания
Москва
Размер
122x80 см
Техника
оргалит, масло
Выставка
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться