Голландский художник XVII века Абрахам Виллартс посвятил эту картину одному эпизоду из жизни Иисуса Христа. Спаситель стоит в рыбацкой лодке и проповедует людям на берегу.
Проповедь Христа на Генисаретском озере
Время создания
1643 год
Размер
95x153 см
Техника
Дерево, масло
Коллекция
4
Открыть в приложении#3
Абрахам Виллартс
Проповедь Христа на Генисаретском озере
#2
#4
«Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки … Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и сев, учил народ из лодки»,
— так эпизод изображают в Священном Писании.
Христос адресовал эту проповедь своим ученикам-апостолам. После рыбаки, которые пустили его в свою лодку, пожаловались на то, что не могут поймать рыбу. В благодарность проповедник одарил их хорошим уловом в этот день.
#5
На картине художник никак не отделил фигуру Иисуса от других людей, разместив его на корме лодки в центре. На берегу Виллартс изображает толпу, в которой каждый занят житейскими делами. Семья играет с собакой, женщина укачивает на руках младенца, мужчины в красных халатах держат в руках музыкальный инструмент.
#6
Такое соединение религиозного сюжета и сцен повседневной жизни характерно для голландского искусства того времени.
#7
Абрахам Виллартс учился мастерству у своего отца — художника-мариниста Адама Виллартса. Он много писал бурное море и тщательно прорабатывал детали кораблей — это была характерная особенность его творчества. Одна из подобных картин с бушующей стихией, «Бурное море», хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
#8
Адам Виллартс. Бурное море. 1626 год. Государственный Эрмитаж.
#9
Увлечение морским пейзажем передалось сыну — на картине «Проповедь Христа на Генисаретском озере» Абрахам Виллартс детально изобразил морскую гладь и паруса кораблей. Однако художник был не совсем исторически точен. Пейзаж на картине напоминает не озеро, а берег родного для него Северного моря — серые облака, затянутое небо. Для того, чтобы приблизить его к ландшафту Генисаретского озера, художник позаимствовал «восточные детали» у других мастеров. Он добавил замки-крепости, написал людей в восточных одеждах и сделал берег более скалистым.
#10
Вилларт выбрал приглушенные оттенки: коричневый, зеленый, охру, серый. Эти цвета передавали особенности местности — влажный морской воздух, духоту, солнце, которое закрывали облака, и мягкий свет.
#11
Раньше картина находилась в коллекции предпринимателя-парфюмера Генриха (Анри) Брокара. Он был известным собирателем западноевропейской живописи. Затем её передали в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а в 1933 году она поступила в Радищевский музей.
#12
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Проповедь Христа на Генисаретском озере
Время создания
1643 год
Размер
95x153 см
Техника
Дерево, масло
Коллекция
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться