Большая храмовая икона «Рождество Христово» поступила в Радищевский музей из Ярославля. Она имеет двойную датировку: икона была создана в XVII веке, а спустя столетие поновлена. Поновлением иконы называли процесс реставрации — разрушенную поверхность памятника не восстанавливали, а переписывали сверху или дописывали отдельные утраченные места.
Рождество Христово
Время создания
XVII век
Размер
143x116 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
2
Открыть в приложении#3
Автор неизвестен
Рождество Христово
#2
#4
Рождество Христово — один из главных сюжетов Евангелия. Он рассказывает о непорочном рождении Иисуса Христа недалеко от Вифлеема. Согласно Писанию, Дева Мария родила младенца в пещере, которая служила хлевом для скота.
#5
После этого в небе зажглась вифлеемская звезда, которая известила всех о появлении Божественного Младенца. Апостол Матфей, автор первого канонического Евангелия, писал:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».
#6
Рождество начали праздновать с 337 года, когда папа Римский официально утвердил дату — 25 декабря. С этого времени событие проникает в изобразительное искусство, и в особенности в иконопись. В русской традиции Рождество изображали в нескольких вариантах.
#7
На иконе из Радищевского музея представлена сложная трехчастная композиция. Верхний фрагмент изображает мир небесный — ангелов, которые зажигают звезду. Их изображение стало традиционным в VII–IX веках. Сначала иконописцы писали две-три фигуры, а в позднее время стали изображать целую группу.
В центре иконописец расположил фигуру Богоматери в красном одеянии. За её спиной — пещера, в которой спрятаны ясли с новорожденным младенцем. Слева от пещеры стоит Иосиф и старец, который шепчет ему что-то на ухо. Он символизирует «<i title="Курсив" class="medium-i">дух сомнения</i>» — в Евангелии сказано, что Иосиф не верил в непорочное зачатие супруги.
#8
В нижней части иконы автор поместил земной мир. В центре — сцена избиения младенцев, а над ней — убийство пророка Захарии. В правом углу он изобразил праведную Елисавету — родственницу Девы Марии и жену Захарии. Во время массовых убийств новорожденных она вместе сыном скрывалась в пещере. Её муж не рассказал, где они спрятаны, и за это был казнен. Над Елисаветой — момент бегства семьи Христа в Египет.
#9
Для этой иконы автор выбрал сложную композицию, состоящую из целого ряда эпизодов. Она объединяет события, которые происходили в разное время в разных местах, и создает эффект «одновременности». Художник расположил сценки на равном расстоянии друг от друга и поместил их на нейтральный пейзажный фон. Они как бы стремятся к центру иконы — Деве Мария с младенцем. Она является единым началом и объединяет мир небесный и мир земной.
#10
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Рождество Христово
Время создания
XVII век
Размер
143x116 см
Техника
Дерево, темпера
Коллекция
2
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться