Гончарство, наравне с обработкой камня, было одним из древнейших ремесел, его зарождение относят к V–III тысячелетию до н. э., эпохе неолита. Глина привлекла к себе внимание как легкодоступный и простой в обработке материал, достаточно легкий и в то же время прочный после высыхания, хорошо задерживающий влагу.
Первыми гончарными изделиями были грубо вылепленные тары для воды и хранения припасов, но производство стремительно совершенствовалось: появлялись различные виды посуды не только бытового, но и церемониального назначения, как, например, масляные светильники и погребальные урны.
Образцом гончарного искусства древнего мира считается греческая керамика. Не прибегая к таким элементам декора, как цветные эмали, прозрачная глазурь, сложные красители, мастера достигли совершенства и разнообразия форм сосудов.
К XV–XVI векам на рынках появились технически сложные керамические изделия для приготовления пищи, ставшие прообразами современных кастрюль с крышками. Одна из таких крышек — конусовидный предмет с массивной ручкой типа кольцевого поддона — представлена в экспозиции.
Сбоку в изделии просверлено восемь отверстий, которые предназначались для выпуска пара во время готовки и слива жидкости. Прямо отогнутый широкий венчик позволял достаточно плотно закрыть сосуд. В перевернутом виде крышка выполняла роль современного дуршлага: через нее процеживали бульон. Кроме того, ее могли использовать как подставку для вареного мяса или рыбы.
Крышку подняли аквалангисты подводной археологической экспедиции у мыса Ай-Фока на глубине около шести метров.
Объекты, извлеченные со дна, археологи называют «мокрыми» и, подняв на воздух, подвергают обработке и консервации. Специалист по подводной археологии Сергей Фокин признавался в интервью, что универсального «метода консервации „мокрых“ объектов не существует… Но прежде всего требуется избавиться от соли». Для этого находку длительное время вымачивают в пресной воде. Соль постепенно выходит на поверхность, а структура изделия не разрушается.