Выставка «Судак — перекресток цивилизаций» знакомит с культурными традициями народов, населявших Судакский регион с античности до позднего средневековья.
В силу географического положения, исторических условий Юго-Восточный Крым с глубокой древности был перекрестком культур различных племен и народов. Каждая из этнических и религиозно-культурных общностей оставила свой след в истории этого региона. Это легендарные тавры, скифо-сарматы, греки, готы, тюркские народности (хазары, половцы, крымские татары), иудеи, караимы, крымчаки, итальянцы, и наконец — славяне.
В основу выставки легли артефакты разных исторических эпох. Несомненный интерес представляют экспонаты лапидарной коллекции, в которой представлены генуэзские закладные строительные плиты и их фрагменты, византийские, армянские, иудейские, генуэзские, турецкие и татарские надгробия, профилированные архитектурные и строительные детали.
К моменту основания Судака, на рубеже II–III столетий большая часть центрального и горного Крыма вошла в состав владений Боспорского царства. В ближайшей округе Судака известны несколько поселений, относящихся к этому периоду, в том числе знаменитое своими кладами позднеантичное поселение в селе Дачное (бывший Таракташ). На выставке представлена антропоморфная лепная статуэтка, проливающая свет на религиозные воззрения представителей этого поселения, а также краснолаковая посуда: миски, кубки, чаши.
Название города (в ранних источниках Сугдея, в западноевропейских — Солдайя, в русских — Сурож, в восточных и более поздних Судак) по одной из версий происходит от древнеиранского слова «сугда» — чистый, святой, по другой версии — от самоназвания аланского рода — сугдаев, которое было переселено с предгорий северо-западного Кавказа правителями Боспорского царства для охраны юго-восточного побережья от врагов.
В VI веке крымское побережье от Херсона до Боспора оказалось под властью Византийской империи. При византийском императоре Юстиниане I, правившем в 465-527 годах, на южном берегу Крыма возводится ряд крепостей, в том числе Алустон (совр. Алушта) и Горзувиты (совр. Гурзуф), а также восстанавливается крепостное сооружение в Судаке, на склонах горы носящей среди местного населения название — Крепостная. Доминирующей религией местных жителей становится христианство, а главным языком общения — греческий. Самые ранние сооружения Сугдеи относятся к этому периоду и расположены в портовой части города, у подножия горы Крепостной (пляж современного поселка Уютное) и у куртины № 12.
С конца VII века на большую часть Крымского полуострова распространилась власть Хазарского каганата — крупнейшего государственного образования того времени на территории Восточной Европы. Сугдея, на тот момент, крупнейший центр международной торговли между Востоком и Средиземноморьем, берется под контроль и становится ставкой хазарского наместника — тудуна, с 10-и тысячным отрядом хазарских воинов.
Наивысший расцвет города пришелся на X–XIII столетия. Он становится крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья. К пристаням Сугдеи швартовались корабли всего Средиземноморья, вели торговлю купцы, известные на Руси как «сурожские гости».
Этот период иллюстрируют следующие артефакты: рельефная икона с изображением Георгия Победоносца, крест-энколпион, модель крестово-купольного храма (реликварий), модель зороастрийского храма, фрагмент фрески с греческой надписью, интереснейшая литейная форма для отливки ювелирных изделий, состав которых говорил о том, что мастер работал на широкий круг лиц: и христиан, и иудеев, и мусульман.
Богатый город не мог не привлечь внимания завоевателей. С конца XI века город попадает под протекторат половцев, в 1226 году его захватывают турки-сельджуки. С 1239 года город подвергается монгольским нашествиям.
Выгодные условия торговли и удобное географическое расположение становятся причиной ожесточенной борьбы за обладание этим портом между разбогатевшими за счет морской торговли итальянских городов Венеции и Генуи. Начинается массовое проникновение латинян в Черное море. Первыми в 70-х годах XIII века в Приморской части города обосновались венецианцы. Дома венецианских колонистов размещались среди других строений на тесной прибрежной площадке у моря.
В 1260 г. генуэзцы покупают у Солхатского наместника часть побережья, где основывают крупную торговую факторию Каффа, где ранее находился античный город Феодосия, и начинают активно обустраивать его. И очень скоро эта фактория Каффа станет самым крупным городом Причерноморья.
30 мая 1475 года в результате разногласий и борьбы за крымский престол между Менгли-Гераем и Нур-Девлетом в Крыму высадился турецкий десант под командованием великого визиря Гедик Ахмет-паши.
Все представленные артефакты — лишь небольшая часть экспозиции в помещении музея «Храм с аркадой», расположенного на территории крепости.
В силу географического положения, исторических условий Юго-Восточный Крым с глубокой древности был перекрестком культур различных племен и народов. Каждая из этнических и религиозно-культурных общностей оставила свой след в истории этого региона. Это легендарные тавры, скифо-сарматы, греки, готы, тюркские народности (хазары, половцы, крымские татары), иудеи, караимы, крымчаки, итальянцы, и наконец — славяне.
В основу выставки легли артефакты разных исторических эпох. Несомненный интерес представляют экспонаты лапидарной коллекции, в которой представлены генуэзские закладные строительные плиты и их фрагменты, византийские, армянские, иудейские, генуэзские, турецкие и татарские надгробия, профилированные архитектурные и строительные детали.
К моменту основания Судака, на рубеже II–III столетий большая часть центрального и горного Крыма вошла в состав владений Боспорского царства. В ближайшей округе Судака известны несколько поселений, относящихся к этому периоду, в том числе знаменитое своими кладами позднеантичное поселение в селе Дачное (бывший Таракташ). На выставке представлена антропоморфная лепная статуэтка, проливающая свет на религиозные воззрения представителей этого поселения, а также краснолаковая посуда: миски, кубки, чаши.
Название города (в ранних источниках Сугдея, в западноевропейских — Солдайя, в русских — Сурож, в восточных и более поздних Судак) по одной из версий происходит от древнеиранского слова «сугда» — чистый, святой, по другой версии — от самоназвания аланского рода — сугдаев, которое было переселено с предгорий северо-западного Кавказа правителями Боспорского царства для охраны юго-восточного побережья от врагов.
В VI веке крымское побережье от Херсона до Боспора оказалось под властью Византийской империи. При византийском императоре Юстиниане I, правившем в 465-527 годах, на южном берегу Крыма возводится ряд крепостей, в том числе Алустон (совр. Алушта) и Горзувиты (совр. Гурзуф), а также восстанавливается крепостное сооружение в Судаке, на склонах горы носящей среди местного населения название — Крепостная. Доминирующей религией местных жителей становится христианство, а главным языком общения — греческий. Самые ранние сооружения Сугдеи относятся к этому периоду и расположены в портовой части города, у подножия горы Крепостной (пляж современного поселка Уютное) и у куртины № 12.
С конца VII века на большую часть Крымского полуострова распространилась власть Хазарского каганата — крупнейшего государственного образования того времени на территории Восточной Европы. Сугдея, на тот момент, крупнейший центр международной торговли между Востоком и Средиземноморьем, берется под контроль и становится ставкой хазарского наместника — тудуна, с 10-и тысячным отрядом хазарских воинов.
Проникавшие в Крым кочевые ираноязычные и тюркоязычные племена постепенно переходят к оседлой жизни, осваивая близлежащие территории Сугдеи и ее окрестностей.
Аналогичные процессы происходят и в других частях Юго-Восточного Крыма, в частности, на плато Тепсень близ поселка Коктебель. Быт населения приобретает Византийские черты. К этому периоду относится представленная на выставке сердоликовая гемма — вставка в перстень с изображением символа христианства — рыб.
После распада Хазарского каганата в IX в. Сугдея попадает под власть степняков-половцев. В конце Х века полнота власти в Юго-Восточном Крыму снова переходит к Византии. В этот период в городе укрепляется линия оборонительных сооружений, начинается застройка внутрикрепостного пространства культовыми, жилыми и складскими помещениями. Растет число торговых операций и сделок, увеличивается население.
После распада Хазарского каганата в IX в. Сугдея попадает под власть степняков-половцев. В конце Х века полнота власти в Юго-Восточном Крыму снова переходит к Византии. В этот период в городе укрепляется линия оборонительных сооружений, начинается застройка внутрикрепостного пространства культовыми, жилыми и складскими помещениями. Растет число торговых операций и сделок, увеличивается население.
Наивысший расцвет города пришелся на X–XIII столетия. Он становится крупнейшим торговым центром Северного Причерноморья. К пристаням Сугдеи швартовались корабли всего Средиземноморья, вели торговлю купцы, известные на Руси как «сурожские гости».
Этот период иллюстрируют следующие артефакты: рельефная икона с изображением Георгия Победоносца, крест-энколпион, модель крестово-купольного храма (реликварий), модель зороастрийского храма, фрагмент фрески с греческой надписью, интереснейшая литейная форма для отливки ювелирных изделий, состав которых говорил о том, что мастер работал на широкий круг лиц: и христиан, и иудеев, и мусульман.
Богатый город не мог не привлечь внимания завоевателей. С конца XI века город попадает под протекторат половцев, в 1226 году его захватывают турки-сельджуки. С 1239 года город подвергается монгольским нашествиям.
Выгодные условия торговли и удобное географическое расположение становятся причиной ожесточенной борьбы за обладание этим портом между разбогатевшими за счет морской торговли итальянских городов Венеции и Генуи. Начинается массовое проникновение латинян в Черное море. Первыми в 70-х годах XIII века в Приморской части города обосновались венецианцы. Дома венецианских колонистов размещались среди других строений на тесной прибрежной площадке у моря.
В 1260 г. генуэзцы покупают у Солхатского наместника часть побережья, где основывают крупную торговую факторию Каффа, где ранее находился античный город Феодосия, и начинают активно обустраивать его. И очень скоро эта фактория Каффа станет самым крупным городом Причерноморья.
Генуэзцы постепенно захватывают другие города на южном побережье Крыма. В своей деятельности они руководствовались уставами 1260, 1316 и 1449 годов. 19 июля 1365 года город занимает генуэзский отряд. Они прилагают усилия, чтобы ослабить торговое значение города и перенести весь объём товарооборота в главный порт генуэзской метрополии — Каффу.
Назначаемый из знатных родов консул Солдайи в повседневной жизни города руководствовался и подчинялся консулу Каффы. Тем не менее, начинается строительство и укрепление крепостных башен и стен, общественных цистерн для сбора и хранения воды и других общественных зданий и сооружений.
Представленная на выставке закладная строительная плита с изображением Богородицы-Одигидрии в свое время находилась при въезде в город над воротами барбакана и датируется 1469 годом, а сосуд «Водолей» выполненный в виде оленя, был поднят во время раскопок в портовой части города.
30 мая 1475 года в результате разногласий и борьбы за крымский престол между Менгли-Гераем и Нур-Девлетом в Крыму высадился турецкий десант под командованием великого визиря Гедик Ахмет-паши.
После взятия Каффы (современная Феодосия), основного города генуэзской Газарии, турки захватили и Сугдею.
Итальянский период средневековой истории Крыма продолжался чуть более двух столетий — от первых генуэзцев, скромно выкупивших в 1265 году кусочек морского побережья на развалинах античной Феодосии и основавших здесь город-порт Каффу, до взятия турками в 1475 г. генуэзской крепости в Солдайе.
Под названием Судак город вошел в состав Османской империи и стал центром судебно-административного округа — кадылыка. С этого момента город постепенно утрачивает свое былое значение торгово-экономического и культурного центра.
Под названием Судак город вошел в состав Османской империи и стал центром судебно-административного округа — кадылыка. С этого момента город постепенно утрачивает свое былое значение торгово-экономического и культурного центра.
По турецкой переписи 1542 года здесь проживало 248 греческих, 28 армянских и 24 мусульманских семей. Некоторое время на территории крепости находился небольшой турецкий гарнизон.
В первой половине XVII века с началом военных походов донских и запорожских казаков турецкий гарнизон, а затем и местное население постепенно покидают город, о былой славе которого теперь напоминали только гордо-молчаливые стены крепости.
В августе 1771 года во время первой русско-турецкой войны (1768–1774 годы) Судак без боя занял отряд российских войск.
В августе 1771 года во время первой русско-турецкой войны (1768–1774 годы) Судак без боя занял отряд российских войск.
Все представленные артефакты — лишь небольшая часть экспозиции в помещении музея «Храм с аркадой», расположенного на территории крепости.