Шрифт
Цвет
Графика
Подборки

Русский Север в живописи

Подборка экспонатов
#2
Русский Север суров, но в то же время романтичен. В музеях разных городов можно узнать, как художники, которые родились в северных краях, видят и чувствуют их красоту. Краски Арктики, быт коренных народов, освоение и трагедии Заполярья — об этом рассказывает наша подборка картин.
#3

Инта. Зимний день. Виталий Трофимов

#5
С шахтерским городом Интой в Республике Коми Виталия Трофимова многое связывает: художник всю жизнь путешествует по Приполярью и изображает природу этих мест. Также его интересуют огромные индустриальные сооружения и история освоения Севера советской властью.

На картине изображен вид Инты: забор, дорога, линии электропередачи, ТЭЦ и ее трубы. 
#6
Черный густой дым из них контрастирует со снегом и солнечным диском на сероватом небе.

Картина «Инта. Зимний день» была написана в 1978 году. В это время Трофимов в составе группы художников-акварелистов путешествовал по территории Республики Коми. Результатом его поездки стал цикл северных пейзажей, в который входит эта работа.

#7

Зимний вечер. Виталий Трофимов

#8
В своем творчестве Виталий Трофимов нередко возвращается к видам родного региона. Художник работает в жанре пейзажа и чаще всего пишет в техниках акварели и графики. Искусствоведы называют его ведущим акварелистом Заполярья.
#9
Несмотря на то что в 2000-х годах Трофимов стал чаще писать городские и архитектурные пейзажи, мотив живой природы не исчез из его творчества. Это демонстрирует картина «Зимний вечер» 2002 года.

Природный зимний пейзаж выполнен в фиолетово-лиловых тонах с небольшими вкраплениями бирюзово-зеленого цвета. Композицию составляют темные, черно-фиолетовые ели в центре, ели на среднем плане, укрытые снегом горы и полоса леса. Ярко выделяется небо в снеговых облаках.

Сам художник отмечал, что писал не копию с натуры. Его больше интересовала передача настроения и эмоций, которые вызывает пейзаж.

#11

Кино в яранге. Афанасий Осипов

#10
Афанасий Осипов родился в еще одном суровом регионе России — Якутии. Его творчество ярко развивалось на протяжении десятилетий. Он писал природу и быт народов Крайнего Севера, картины о спорте, портреты и пейзажи, на которых изображены разные регионы страны.
#12
Картину «Кино в яранге» Осипов создал в молодости, сразу после окончания Московского государственного института им. В.И. Сурикова, в 1963 году. В это время он путешествовал по родному краю и писал местных жителей, оленеводов. На его работах запечатлены традиционные занятия эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей, их обычаи и традиции.

На полотне «Кино в яранге» сочетаются старинные костюмы и традиционное жилище чукчей с технической новинкой — кинопроектором. В советские годы кино было одним из основных инструментов пропаганды и просвещения. Даже в таких отдаленных регионах устраивали кинопоказы: копии доставляли на Север на вертолетах, а местные жители устраивали показы в специально установленной яранге — переносном доме.

Афанасий Осипов работает в форме многофигурного портрета. Основное внимание он уделяет лицам, освещенным экраном.

#13

Гавань в Соловецком монастыре. Александр Борисов

#14
Художник Александр Борисов с детства знал северный регион — но не восточные области, а старинный европейский Север, район Русского моря. В подростковом возрасте он год прожил на Соловецких островах. Десятилетний Александр тяжело болел.
#15
Родители пообещали, что, если он выздоровеет, они отправят его в Соловецкий монастырь в качестве благодарности за божественное вмешательство. Так и случилось. Борисов бесплатно работал в обители, ловил неводом рыбу. Позже он вернулся в монастырь снова — чтобы заниматься иконописью.

За свою жизнь Борисов неоднократно бывал на Соловках. В Белом море его яхта «Мечта» готовилась к отплытию в Арктику, также художник часто писал в этих краях этюды.

Картина «Гавань в Соловецком монастыре» — результат одной из художественных поездок Борисова — датирована 1912 годом. На ней изображены некрутой морской берег и небольшая белая часовня Александра Невского, расположенная у кромки воды. Вдали видны стены монастыря и деревянная башня. Колорит полотна выдержан в неярких зеленых и коричнево-серых тонах. В то же время подбор красок придает изображению свет, наполняет воздухом.

Александр Борисов часто возвращался к Соловецкому монастырю — и в поездках, и в творчестве. Он писал:
#16
…монастырь со своими громадными, массивными стенами и грозными башнями, сложенными из каменных глыб, с корявыми столетними деревьями, его окружающими, и со всей оригинальной красотой архитектурных сооружений дает много пищи художнику. … Я уверен, что скоро на наш Север художники обратят много больше внимания…
#18

Последний путь Г.Я. Седова. Тыко Вылка (Илья Вылка)

#19
Тыко Вылка, которого иногда называли русифицированным именем Илья, был разносторонне одарен. Он был писателем и сказителем. С его слов записывали ненецкие эпические сказания и легенды, которые до начала XX века передавали только устно. 
#20
Также Вылка занимался рисованием. Позднее его учителем стал Александр Борисов: живописец приехал на Новую Землю, в родные места Вылки, и заметил юношу. Они вместе путешествовали по архипелагу. Борисов делал зарисовки в пути, а Вылка, смотря на его работу, заинтересовался искусством и сам.

Вылка, уроженец Новой Земли, жил в среде ненецких охотников — и это значительно повлияло на его творчество. На картинах он часто изображал быт северных коренных народов, их повседневные занятия.

Художник почти не работал с драматическими сюжетами, предпочитал пейзажи и бытовые картины. «Последний путь Г.Я. Седова» — единственная известная исследователям картина Вылки, посвященная известному трагическому событию.

Георгий Седов был исследователем Арктики. Вместе с Владимиром Русановым он организовывал экспедиции по региону. Седов мечтал достичь Северного полюса, но так до него и не добрался: умер в пути из-за болезни. Спасти ученого не удалось, потому что при подготовке экспедиции было неверно рассчитано количество продовольствия и топлива и команде пришлось находиться в тяжелых условиях. Седов скончался во время выезда на собачьих упряжках из бухты Тихой к полюсу.

Тыко Вылка был знаком с исследователем, Седов даже предлагал художнику присоединиться к экспедиции. В память о нем живописец не только взялся за несвойственный для его творчества сюжет, но и изобразил не родную Новую Землю, а незнакомый ему остров Рудольфа на Земле Франца-Иосифа. Картина выполнена в скорбном колорите: небо и силуэты людей темны, а всполохи северного сияния сдержанны.
читать дальшескрыть
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%