Шрифт
Цвет
Графика
Статьи

Краткая история «Сатирикона» в лицах

#2

«Смех, ужасный ядовитый смех, подобный жалам скорпионов»

#4
Журнал «Сатирикон» был одним из самых популярных в дореволюционной России. В нем печатали свои произведения писатели Аркадий Аверченко, Саша Черный, Алексей Радаков и Тэффи. Рассказываем о тех, кто создавал сатиру в начале XX века.
#5

Как появился «Сатирикон»

#40
Первый номер «Сатирикон», 14 апреля 1908 год
После революции 1905 года российская сатира расцвела. Новые журналы «Зритель», «Молот», «Пулемет», «Сигнал», «Стрелы», «Жупел» остро реагировали на каждое событие, не щадили ни министров, ни императора — и формировали нового, смелого читателя. Однако цензура взяла реванш, и эти журналы закрылись. А оставшиеся — петербургская «Стрекоза», «Будильник», «Шут» и «Осколки» — уже не могли удовлетворить запросы публики.

Идея создать новый сатирический журнал возникла на редакционном заседании «Стрекозы» в 1908 году. Популярность журнала угасала, молодые авторы были недовольны. Они потребовали от издателя Михаила Корнфельда реформировать «Стрекозу» и создать что-то новое.
#6
Художник Алексей Радаков предложил назвать новый журнал «Сатирикон» — в честь произведения, которое написал, предположительно, Петроний Арбитр в I веке нашей эры. Арбитр создал пародию на греческий любовный роман и соединил в книге прозу и стихотворные вставки в стиле Вергилия, Овидия, Горация. Редакция «независимого журнала, промышляющего смехом» поставила себе задачу — исправлять общество путем сатиры.
#7
Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием!
Саша Черный в первом выпуске «Сатирикона»
#8
Первый номер журнала вышел 3 апреля 1908 года. Это был тонкий еженедельник в 12–16 страниц со множеством карикатур. Редактором сначала был художник Алексей Радаков, затем его место занял писатель Аркадий Аверченко. Некоторое время «Сатирикон» и «Стрекоза» выходили параллельно, а в июле 1908 года слились окончательно.

В 1913 году внутри редакции произошел раскол. Старый журнал продолжали выпускать до 1914 года, а созданный Аркадием Аверченко и Алексеем Радаковым «Новый Сатирикон» — до августа 1918-го, потом его закрыли большевики.
#9

Аркадий Аверченко

#36
Писатель Аркадий Аверченко родился 15 марта 1880 года. Он не получил даже начального образования, но работать стал уже в 15 лет — сначала младшим писцом в транспортной конторе в родном Севастополе, затем уехал служить конторщиком на донецкий рудник, а после — в Харьков.
В 1907 году Аверченко начал редактировать харьковские журналы «Штык» и «Меч». Потом уволился, перебрался в Петербург и устроился в «Стрекозу». «Сатирикон» появился в большой степени под его влиянием. О переговорах с Корнфельдом Аверченко писал:
#11
…я занимался тем, что уговаривал издателя закрыть старый, устаревший, 36-летний журнал «Стрекоза» и на его руинах возвести журнал новый. Я извергал красноречие, как Везувий лаву. И я его уговорил.
#38
Аркадий Аверченко, автопортрет
Аверченко стал секретарем «Сатирикона», а затем его постоянным автором и редактором.

Писатель Александр Куприн отмечал, что при Аверченко журнал «сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же — чуткая середина — необыкновенно быстро открыли его». На волне успеха редактору удалось привлечь в «Сатирикон» не только сатириков, но и «серьезных» писателей — Леонида Андреева, Алексея Толстого, Александра Куприна и других. Под руководством Аверченко издавалась «Дешевая юмористическая библиотека «Сатирикона»: в 1908–1913 годах вышло более 100 книг, их тираж суммарно составил более двух миллионов экземпляров.

В августе 1918 года история «Сатирикона» закончилась. Аверченко уехал на белый Юг, в Крым, а в 1920 году покинул страну навсегда. 
#43
В эмиграции он работал с пражскими газетами под началом писателя Карела Чапека. В начале 1925 года Аверченко серьезно заболел. Он перенес операцию, попал в больницу с осложнениями и 12 марта умер.
#13

Алексей Радаков

#31
Приглашение на Театральную выставку, Музей театрального и музыкального искусства
Карикатурист и художник-график Алексей Радаков родился в 1877 году. К 1905 году он окончил московскую Школу живописи, ваяния и зодчества, Школу Штиглица в Петербурге, затем учился в Париже, в мастерской художника Теофиля Стейнлена.

С 1905 года Радаков начал работать в сатирической прессе — в журналах «Жупел», «Зритель», «Стрелы», «Спрут». В 1908 году он стал одним из создателей «Сатирикона». Художник нарисовал эмблему журнала — веселого сатира — и для каждого выпуска придумывал шаржи, карикатуры и иллюстрации, рисовал обложки. Один из современников писал: «Добрая половина рассказов у Аверченко написана по темам Радакова».
#17
Параллельно Радаков возглавлял детский журнал «Галчонок», который тоже издавал Михаил Корнфельд.

В 1914 году Радаков ушел в «Новый Сатирикон», куда в 1915-м привел молодого кубофутуриста Владимира Маяковского. Радаков напечатал его стихи и проиллюстрировал их.
#34
Галчонок, Российская государственная библиотека
#18
В «Новом Сатириконе» я иллюстрировал ряд стихов Маяковского — «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн ученому», «Гимн здоровью». Мне было очень трудно. Я чувствовал, что Маяковского надо иллюстрировать как-то иначе, не так, как других поэтов. Не удавался рисунок «Гимн ученому», рисунок получался какой-то неубедительный. Маяковский долго смотрел на рисунок и сказал: «А вы спрячьте голову ученого в книгу, пусть с головой уйдет в книгу». Я так и сделал.
Алексей Радаков
#19
После закрытия «Нового Сатирикона» Алексей Радаков остался в России. В 1918 году он основал художественный кабачок «Петрушка» и оформил его, сотрудничал с журналами «Бегемот», «Лапоть», «Бич», «Смехач», «Безбожник», в 1930-х — с «Крокодилом». В Великую Отечественную войну Радаков рисовал агитационные плакаты, например известный «Болтун — находка для шпиона». Художник умер в 1942 году в Тбилиси.
#20

Саша Черный

#21
Александр Гликберг, один из самых известных сатирических поэтов Серебряного века, родился в 1880 году в Одессе.
 
В детстве он учился в гимназии города Белая Церковь, сбежал из дома и бродяжничал. Затем отец определил его во 2-ю Петербургскую прогимназию, из которой в 1897 году мальчика исключили. Он оказался на улице. Житомирский чиновник Константин Роше взял Гликберга на воспитание и определил в городскую гимназию. В 1900 году его снова исключили, и он отправился на армейскую службу.
 
В 1904 году Александр Гликберг начал публиковаться. Житомирская газета «Волынский вестник» печатала его под псевдонимами «Сам по себе» и «Мечтатель». В следующем году поэт переехал в Петербург. В ноябре 1905-го в журнале «Зритель» вышло первое стихотворение, подписанное «Саша Черный». После публикации тираж был изъят, а журнал закрыли. Но сатиру Черного охотно публиковали «Леший», «Альманах», «Молот», «Маски».
 
В 1906 году Гликберг уехал на учебу в Германию, спустя два года вернулся и начал сотрудничать сначала со «Стрекозой», а затем с «Сатириконом», где главным редактором был Аркадий Аверченко. Публицист Александр Амфитеатров писал о Саше Черном:
#22
Такого оригинального, смелого, свободного, буйного лирика-юмориста, такой мрачно-язвительной, комически-унылой, смешно-свирепой стихотворной маски не появлялось на российском Парнасе со времен почти что незапамятных.
#23
Многие читатели, подобно Корнею Чуковскому, оформляли подписку, чтобы, «получив свежий номер журнала… прежде всего [найти] в нем стихи Саши Черного». Но шумная жизнь сатириконовцев и редакционные порядки Аверченко пришлись поэту не по душе. В 1911 году Черный неожиданно для всех оставил журнал и перешел в «Современник».

С началом Первой мировой войны Александр Гликберг записался добровольцем в армию. После Февральской революции он получил назначение на Северный фронт Русской Императорской армии и стал заместителем комиссара. В 1920-м он вместе с женой эмигрировал в Европу, где продолжил литературную работу.
 
В 1925 году, после сообщения о смерти Аркадия Аверченко, Черный написал стихотворение «Сатирикон»:
#25
Над Фонтанкой сизо-серой
В старом добром Петербурге
В низких комнатах уютных
Расцветал «Сатирикон».
<…>
А в сторонке в кабинете
Грузный медленный Аркадий,
Наклонясь над грудой писем,
Почту свежую вскрывал…
Саша Черный умер 5 августа 1932 года на своей французской даче в Ла-Фавьер.
#26
«Вид из окна к даче Саши Чёрного», Щекатихина-Потоцкая А.В., Ивангородский музей
#27

Тэффи

#28
Надежда Лохвицкая родилась в 1872 году в Петербурге. Она окончила Литейную гимназию, вышла замуж, жила в Могилеве и Петербурге.

Стихи Лохвицкой впервые появились на страницах еженедельника «Север» в сентябре 1901 года. Она писала:
#29
Взяли мое стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло… Итак — я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар — это произвело на меня самое отрадное впечатление.
#42
Вторая публикация состоялась уже под псевдонимом Тэффи. Писательница рассказывала, как взяла имя: «И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи… я решила подписать пьеску свою «Тэффи».
#41
Тэффи (Надежда Лохвицкая)
С 1905 года Тэффи регулярно печаталась в приложении к популярному журналу «Нива», в газетах «Речь», «Биржевые ведомости», «Русское слово». «Сатирикон» только поспособствовал ее популярности. Вместе с Аркадием Аверченко и Сашей Черным Тэффи стала одним из самых узнаваемых авторов журнала, хотя опубликовала в нем всего 32 рассказа.
#44
Она писала для тематических номеров: «Экзаменационного», «Пасхального», «Еврейского», публиковалась в «Дешевой библиотеке» и участвовала в создании пародийной «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».

Тэффи работала с «Новым Сатириконом» до 1918 года. Когда журнал закрыли, она вместе с Аверченко отправилась на белый Юг, а в 1920-м уехала в Париж. В эмиграции Тэффи продолжала литературную работу. В 1930-е годы она увлеклась мемуарами и писала очерки о современниках: Иване Бунине, Александре Куприне, Дмитрие Мережковском, Зинаиде Гиппиус и других. В октябре 1952 года Тэффи умерла в Париже.
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%