Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Книги старого дома»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Галчонок

Время создания
1911
1
Открыть в приложении
#1
Алексей Радаков
Журнал «Галчонок» № 1
#4
В 1911 году группа писателей-сатириков и художников-карикатуристов под руководством Алексея Радакова решила создать принципиально новый детский журнал «Галчонок».

А.Радаков собрал своих друзей. Среди них были А.Бенуа, М.Добужинский, А.Арнштам, Г.Нарбут, С. Городецкий, А.Аверченко, И.Билибин, М.Горький, А.Куприн. Их этическая и эстетическая позиция была открыто заявлена в публикациях журнала.
Алексей Александрович Радаков (1879—1942) — художник и редактор сатирических журналов «Сатирикон», «Бегемот», «Смехач».
#26
«Я знал, что это дело очень трудное. Создать журнал нового типа, весёлый, с картинками, со смешными рассказами, который вызывал бы радость и смех у детей и в то же время нравился бы педагогам и родителям, — было нелегко. Тип журнала мне самому был неясен; ясно было только то, что надо… создать что-то совершенно противоположное всем этим „Задушевным словам“, „Проталинкам“, „Светлячкам“ и т. д., и т. д., выходившим в то время»
вспоминал А.Радаков.
#6
Обложка журнала
#8
«Но никогда не надо забывать, что стать на точку зрения детей и стать им понятным не значит искажать действительность… что упрощать не есть извращать. Оттого-то так и трудно работать для детей. В очень простую форму часто надо вкладывать очень сложное содержание. Нужно перенестись в их мир; необходимо, работая для них, всегда переживать своё детство…»
А. Радаков, редактор журнала «Галчонок»
Цветная картинка А.Радакова на обложке должна была привлечь внимание детей своей абсурдностью, но в этой карикатуре он зашифровал позицию журнала и своё отношение к новому делу.

На спине Галчонка стоит охотник, смотрит в подзорную трубу и всё записывает. А на плече у него сумка с журналами «Галчонок», которые разлетаются по белу свету. Вокруг Галчонка и воздушный шар, и сова, и планета Сатурн, но главное — за ногу его крепко держит гимназист, а к другой лапе его привязан портфель.
#25
Эта весёлая компания вознеслась над привычной традиционной идиллией: монастырём, лесом, рыбаком в лодочке, пастухом с овечками и бедной матерью улетевшего с Галчонком сына. И летит на поиски приключений, открытий, новых знаний.

Эта картинка даёт намёк и на содержание журнала. На страницах «Галчонка» было всё: и литературные новинки — рассказы, стихи, рисунки, комиксы, — и заметки «обо всём на свете», иногда переведённые из зарубежных детских журналов, и интеллектуальные и творческие задания. Даже сухие сведения из естественнонаучной литературы и свежую газетную хронику (она помещалась в разделе «Газета Галчонка») Радаков и его авторы блестяще умели адаптировать к особенностям детского восприятия, излагать в весёлой, популярной форме, в картинках, очень часто смешных.
#22
#10
В журнал помещали много весёлых сатирических комиксов, автором которых был сам Радаков. Особенно дерзко он шутил над традиционной школьной системой. Первое сентября — это парад предметов и типажей учителей и учеников. Здесь высмеивается и скука, которой веет от некоторых предметов, и показной пафос, который должен был бы придавать весомости предмету, но получается смешно и нелепо.
#15
#14
Журнал был еженедельным, поэтому был выбран лучший способ заставить читателей с нетерпением ждать выхода следующего номера — это печатать серию комиксов с продолжением. С первого номера А.Радаков запустил серию про «Чертяку в гимназии».

К такому юмору по поводу школы российское педагогическое сообщество не было готово.
#16
#13
В журнале предлагались смешные задания, наградой за их выполнение служила бесплатная годичная подписка на журнал. В первом конкурсе нужно было угадать, из каких животных составлено смешное чудище, в котором художник соединил разные части тела от разных животных.
#23
#24
Редакция журнала решилась на абсолютно революционный шаг — опубликовать на своих страницах лучшие детские работы — рассказы и иллюстрации на заданные темы, — и объявила для этого конкурс. Эта инициатива вызвала крайне резкую критику сторонников традиционного отношения к детям и детской литературе, не признававших за детьми особого, отличного от взрослых восприятия.

Утверждение редактора и авторов журнала «ребёнок должен учиться, играя» казалось ханжам и педагогам кощунственным.

Они были убеждены: «„Галчонок“ приносит несомненный вред всему обществу», публикация детских стихов и рисунков порождает в неокрепших душах авторов лишь тщеславие и самомнение. Совершенно недопустимо затрагивать в издании для самых маленьких общественно-политические темы, печатать карикатуры и комиксы, портящие вкус юного поколения. Агрессивная критика призывала закрыть журнал как «рассадник разврата и вольнодумства».
#21
#20
При этом журнал пользовался огромной популярностью среди детей. Если благонравные родители отказывались оформлять подписку на такой радикальный журнал, то их дети тайком покупали отдельные выпуски у газетчиков. Прочитанные номера они передавали товарищам по гимназии с соблюдением строжайшей конспирации, как подпольную литературу.

Под давлением и в результате самой настоящей травли Радаков ушёл из журнала. Новая «правильная» редакция, изменив позицию журнала, потеряла читателей, и в 1913 году он закрылся, просуществовав всего 2 года.

Александр Бенуа с горечью писал: «Люди, любовно воспитавшие настоящего „Галчонка“, принуждены были его оставить на произвол судьбы, и он после того, даже не взлетев, шлёпнулся на мостовую и разбился насмерть». Он сокрушался о том, что отныне гимназистам придётся довольствоваться дешёвым суррогатом литературы и графики, они снова обречены поглощать «ту слюнявую бездарную чепуху, которую… вырабатывают специалисты по детскому чтению и искусству». Но то, что новый «Галчонок» потерял читателей, его обрадовало, подтвердив, что у читателей хороший вкус.

В 1915 году Александр Бенуа и многие авторы «Галчонка» поддержали продолжение проекта публикации детских рассказов и рисунков, начатого опальным журналом в 1911 году. Так появился «Наш журнал», о котором вы тоже можете узнать в каталоге экспонатов этого приложения и на выставке.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Галчонок

Время создания
1911
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%