Изменения в пейзажном жанре начались в русской живописи в 1860-х годах. Это было связано как с изменениями в общественной жизни страны, так и с появлением Товарищества передвижных художественных выставок. Художники-пейзажисты составляли значительную часть членов Товарищества.
В изучение русской природы передвижники вкладывали много искреннего пыла и горения. И остро стоял вопрос об умении не только передавать своеобразие природного ландшафта как особого, но и видеть в нем типические черты русской природы.
Природа представала в полотнах передвижников не как прекрасное зрелище, способное лишь восхищать и поражать зрение, что было характерным для пейзажа академического. Напротив, они выражали непосредственное ощущение природы, тесного органического единения с ней. Природа становится как бы соучастником жизни человека, отзывчивой к его нуждам и заботам. Важнейшим завоевание пейзажной живописи 1870-х годов было создание образов природы, выражающих глубокие чувства и настроения человека, его психологическое состояние.
Для выражения нового восприятия и понимания природы пейзажная живопись нуждалась в такой же глубокой внутренней перестройке, какая происходила в области бытописания. Приемы классицизма, с их строго статичной, незыблемой распланировкой масс, кулисным построением и членением пространства на планы, не отвечали задачам передвижнического пейзажа. Надо было найти такие приемы, которые создавали бы ощущение естественного бытия природы — природы, постоянно изменяющейся и обновляющейся, увиденной в разное время суток. Природа предстает в полотнах передвижников как развивающееся перед глазами зрителя явления, вызывающее у него ассоциации.
Перестройка пейзажной живописи совершалась, с одной стороны, на основе использования ценного опыта прошлого, с другой — в борьбе против классицистической концепции, против перерождающихся в академическом духе романтических традиций.
Среди мастеров пейзажа, воспитанных Академией художеств и связавших свои судьбы с Товариществом в годы собирания сил и утверждения своих эстетических позиций, Михаил Константинович Клодт должен быть по праву назван первым. Его пейзажам была свойственна некоторая сухость. Тем не менее лучшие из его произведений прокладывали один из тех путей, по которому пошла целая плеяда художников 70-х годов, — путь создания пейзажа-картины, в его творчестве произошло соединение жанровой картины и эпического пейзажа.
Поэзия и грусть, простор и раздолье большой дороги были неоднократно воспеты в народной песне и в произведениях литературы. Клодт один из первых воплотил этот мотив в живописи. В течение 1860-х годов мотив дороги звучит в полотнах целого ряда художников. Подобные мотивы встречаются и раньше. Но только у Клодта уже не проселок, не тропка, а именно большая дорога, со всей совокупностью связанных с ней ассоциаций, становится главной темой изображения. Угасающий вечер, бесконечная изъезженная дорога — все это создает ощущение убожества и беспросветности. Беря низкий горизонт, художник большую часть полотна занимает изображением неба, простирающегося над унылой плоской равниной. Плавный изгиб постепенно уходящей вглубь дороги дает почувствовать бескрайность раскинувшейся здесь земли. Это придает пейзажу черты эпической широты. Жанровые детали — видимые в глубине кровли домов — говорят о разбросанных поблизости деревнях, в которых идет трудная повседневная жизнь. Введение этих деталей помогает связать образ большой дороги с человеческой жизнью. Гамма картины, построенная на аккордах свинцово-серых и свинцово-коричневых цветов, грязноватых и тяжеловесных, несет настроение грусти и одиночества.
Тема дороги волнует Клодта в течение ряда лет. Он возвращается к ней много раз. Она увлекает и многих других его современников (Куинджи, Левитан, Васильев).
Характерной особенностью изобразительного языка Клодта можно считать пристрастие к определенному формату картин, в котором протяженность в длину значительно больше, чем принято, превышает высоту. Этот формат приближает картину к типу панно и дает возможности для панорамного разворота пространства, для более широкого, чем обычно, воспроизведения конфигурации местности, ее масштабности. «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874) относится к лучшим полотнам художника 1870-х годов, раскрывающим своеобразие черт русского пейзажа, его особую красоту.
В изучение русской природы передвижники вкладывали много искреннего пыла и горения. И остро стоял вопрос об умении не только передавать своеобразие природного ландшафта как особого, но и видеть в нем типические черты русской природы.
Природа представала в полотнах передвижников не как прекрасное зрелище, способное лишь восхищать и поражать зрение, что было характерным для пейзажа академического. Напротив, они выражали непосредственное ощущение природы, тесного органического единения с ней. Природа становится как бы соучастником жизни человека, отзывчивой к его нуждам и заботам. Важнейшим завоевание пейзажной живописи 1870-х годов было создание образов природы, выражающих глубокие чувства и настроения человека, его психологическое состояние.
Для выражения нового восприятия и понимания природы пейзажная живопись нуждалась в такой же глубокой внутренней перестройке, какая происходила в области бытописания. Приемы классицизма, с их строго статичной, незыблемой распланировкой масс, кулисным построением и членением пространства на планы, не отвечали задачам передвижнического пейзажа. Надо было найти такие приемы, которые создавали бы ощущение естественного бытия природы — природы, постоянно изменяющейся и обновляющейся, увиденной в разное время суток. Природа предстает в полотнах передвижников как развивающееся перед глазами зрителя явления, вызывающее у него ассоциации.
Перестройка пейзажной живописи совершалась, с одной стороны, на основе использования ценного опыта прошлого, с другой — в борьбе против классицистической концепции, против перерождающихся в академическом духе романтических традиций.
Среди мастеров пейзажа, воспитанных Академией художеств и связавших свои судьбы с Товариществом в годы собирания сил и утверждения своих эстетических позиций, Михаил Константинович Клодт должен быть по праву назван первым. Его пейзажам была свойственна некоторая сухость. Тем не менее лучшие из его произведений прокладывали один из тех путей, по которому пошла целая плеяда художников 70-х годов, — путь создания пейзажа-картины, в его творчестве произошло соединение жанровой картины и эпического пейзажа.
Поэзия и грусть, простор и раздолье большой дороги были неоднократно воспеты в народной песне и в произведениях литературы. Клодт один из первых воплотил этот мотив в живописи. В течение 1860-х годов мотив дороги звучит в полотнах целого ряда художников. Подобные мотивы встречаются и раньше. Но только у Клодта уже не проселок, не тропка, а именно большая дорога, со всей совокупностью связанных с ней ассоциаций, становится главной темой изображения. Угасающий вечер, бесконечная изъезженная дорога — все это создает ощущение убожества и беспросветности. Беря низкий горизонт, художник большую часть полотна занимает изображением неба, простирающегося над унылой плоской равниной. Плавный изгиб постепенно уходящей вглубь дороги дает почувствовать бескрайность раскинувшейся здесь земли. Это придает пейзажу черты эпической широты. Жанровые детали — видимые в глубине кровли домов — говорят о разбросанных поблизости деревнях, в которых идет трудная повседневная жизнь. Введение этих деталей помогает связать образ большой дороги с человеческой жизнью. Гамма картины, построенная на аккордах свинцово-серых и свинцово-коричневых цветов, грязноватых и тяжеловесных, несет настроение грусти и одиночества.
Тема дороги волнует Клодта в течение ряда лет. Он возвращается к ней много раз. Она увлекает и многих других его современников (Куинджи, Левитан, Васильев).
Характерной особенностью изобразительного языка Клодта можно считать пристрастие к определенному формату картин, в котором протяженность в длину значительно больше, чем принято, превышает высоту. Этот формат приближает картину к типу панно и дает возможности для панорамного разворота пространства, для более широкого, чем обычно, воспроизведения конфигурации местности, ее масштабности. «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874) относится к лучшим полотнам художника 1870-х годов, раскрывающим своеобразие черт русского пейзажа, его особую красоту.