Пейзаж (от фр. рaysage — страна, местность) — жанр изобразительного искусства, имеющий своим предметом изображение окружающей природы, ландшафтов, городов, исторических памятников.
Первые живописные пейзажи появляются в России во второй половине XVIII века — после того, как в 1757 году в Санкт-Петербурге открывается Императорская академия художеств, устроенная по образцу европейских академий, где в числе других жанровых классов есть и класс ландшафтной живописи.
По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место. Природа не рассматривалась как источник вдохновения, не играла в произведении первостепенную роль, а была лишь фоном, на котором разворачивались мифологические, религиозные или исторические сцены.
Ярким примером этого является работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера», 1844 года. Григорий Григорьевич получил академическое образование, его творчество отличало пристрастие к «соединению живописи пейзажной с живописью исторической».
Вместе со своим братом Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до её устьев, в 1840 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846–1849 гг. В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 рублей.
В основе полотна из коллекции Дальневосточного художественного музея — евангельский сюжет о чуде насыщения хлебами пяти тысяч паломников у берега Генисаретского озера.
Чернецов пишет пейзаж по стандарту классического пейзажа, который строился по трем перспективным планам. Передний план, выполненный в коричневато-бежевых тонах, как правило, занимали деревья или архитектурные сооружения, обрамлявшие картину, как кулисы. Второй план, обычно выдержанный в зеленоватой палитре, располагался в центре композиции и мог содержать фигуры людей. И третий план, голубоватый, по традиции, изображал дали.
Работа живописца напоминает театральную декорацию — роль кулис тут выполняют нагромождения камней и пальмы; фигуры Христа и паломников используются как стаффаж для оживления изображения. Композиция вытянута по горизонтали, что дает широкий панорамный обзор и подчеркивает торжественность момента.
Первые живописные пейзажи появляются в России во второй половине XVIII века — после того, как в 1757 году в Санкт-Петербурге открывается Императорская академия художеств, устроенная по образцу европейских академий, где в числе других жанровых классов есть и класс ландшафтной живописи.
По важности среди всех живописных жанров пейзаж занимал лишь предпоследнее место. Природа не рассматривалась как источник вдохновения, не играла в произведении первостепенную роль, а была лишь фоном, на котором разворачивались мифологические, религиозные или исторические сцены.
Ярким примером этого является работа Григория Григорьевича Чернецова «Вид Генисаретского озера», 1844 года. Григорий Григорьевич получил академическое образование, его творчество отличало пристрастие к «соединению живописи пейзажной с живописью исторической».
Вместе со своим братом Никанором, он много путешествовал, посетил Кавказ, Грузию, в 1838 году изъездил Волгу от Рыбинска до её устьев, в 1840 году отправился в Италию, а оттуда в Египет, Палестину и Европейскую Турцию, откуда вернулся лишь в 1844 году. Подобное же путешествие он совершил в 1846–1849 гг. В своих путешествиях Чернецовы срисовывали все достойное внимания. Рисунки их служили им в дальнейшем темами для картин. За целый альбом видов Палестины им назначена была Академиею Художеств награда в 1000 рублей.
В основе полотна из коллекции Дальневосточного художественного музея — евангельский сюжет о чуде насыщения хлебами пяти тысяч паломников у берега Генисаретского озера.
Чернецов пишет пейзаж по стандарту классического пейзажа, который строился по трем перспективным планам. Передний план, выполненный в коричневато-бежевых тонах, как правило, занимали деревья или архитектурные сооружения, обрамлявшие картину, как кулисы. Второй план, обычно выдержанный в зеленоватой палитре, располагался в центре композиции и мог содержать фигуры людей. И третий план, голубоватый, по традиции, изображал дали.
Работа живописца напоминает театральную декорацию — роль кулис тут выполняют нагромождения камней и пальмы; фигуры Христа и паломников используются как стаффаж для оживления изображения. Композиция вытянута по горизонтали, что дает широкий панорамный обзор и подчеркивает торжественность момента.