Художник Сергей Иванович Васильковский (1854 —1917) родился в семье писаря. Детские годы его прошли в Харькове, где он впервые начал рисовать и много читал. Книги Николая Гоголя и Тараса Шевченко с тех пор навсегда останутся его любимыми и сильно повлияют на его творчество. Интерес к истории родного края побудил юношу к путешествиям: он даже принял участие в нескольких исследовательских экспедициях «по запорожским пепелищам», внимательно запоминая всё, что видел. Интересен факт, что поступив в ветеринарное училище, Васильковский не завершает обучение, а следуя зову сердца в 1976 году едет в Санкт–Петербург где поступает в Императорскую Академию художеств. В студенческие годы он сильно нуждался, но не бросил своей мечты стать художником и упорно преодолевал трудности. Любопытно, что все награды и высокие отметки преподавателей Васильковский получил за пейзажи родной земли — «Весна на Украине», «Летом», «На Донце» и многие другие. К сожалению, большая часть наследия Васильковского погибла во время Великой Отечественной войны, и сегодня в музеях и частных собраниях находится всего около пятисот его произведений. Одна из сохранившихся картин перед Вами!
Первое, что может прийти на ум при взгляде на картину «Украинская деревня»: «Я где–то уже это видел». И это впечатление не будет случайным. Картина выполнена в лучших традициях русской пейзажной школы живописи, к которой относятся Саврасов, Шишкин, Левитан, Васильев, Поленов. Васильковский, сын своего времени, отвечает на вызовы своей эпохи. Вместе с художниками–единомышленниками он перешагивает строгие каноны классицизма ради возможности передать многообразие окружающего мира, самобытность национальной культуры. Идеальное воплощение взгляда художников поколения середины ХIХ века сейчас перед Вами.
Нельзя не заметить, что при выстраивании композиции картины, Васильковский объединяет два принципа разворачивания пространства. Слева и справа горизонт, словно кулисами сцены, заслонён деревьями, а по центру лежит зигзагообразная диагональ дороги, которая начинается перед нами на переднем плане и уходит куда-то вдаль, объединяя передний, средний и задний планы в единое глубокое пространство. На этот эффект «широкого дыхания» работает и заданная художником точка обзора — мы смотрим на происходящее как бы сверху вниз и уже воспринимаем произведение, при его камерном формате, как целую картину–панораму!
Наш взгляд непроизвольно скользит вслед за зигзагом дороги и останавливается на крестьянах и хатах. Мы видим, что Васильковский изображает не фантазию, он пишет действительность. На картине нет условностей и допущений: хаты из дерева, одежда крестьян типичная, всё максимально жизнеподобно. Прислушайтесь, кажется, можно различить стук копыт, скрип повозки и разговоры людей, ощутить запах сена, жар летнего дня.
При этом естественным ответом на вопрос: «А кто главный герой картины?», будет — это сама природа и человек как её неотъемлемая часть. Стаффажные фигурки крестьян гармонично вписаны в пейзаж. Без них мир, созданный художником, утратил бы свою полноту. Попробуйте представить, что их нет, и пейзаж сразу покажется Вам как бы пустым. Васильковский подмечает и парящие, лёгкие облака, и раскидистые деревья, и травку вдоль дороги, шляпы и разноцветные платки на головах крестьян, их чистые белые рубахи, солому на крышах хаток — все эти многочисленные детали мастерски обобщены и слиты в единый художественный образ, который мы смело можем назвать национальным пейзажем.