Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

To see AR mode in action:

1. Install ARTEFACT app for iOS or Android;

2. Find the exhibition «»

3. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the exhibit;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Танец

Dimensions
258x390 cm
Technique
холст, масло
114
Open in app
#1
Анри Матисс
Танец
#4
Два шедевра в собрании Сергея Щукина — панно «Танец» и «Музыка» были созданы художником специально для особняка коллекционера в Большом Знаменском переулке. Однако замысел этих панно Матисс вынашивал в течение примерно пяти лет. «Танец», например, композиционно восходит к работе художника «Радость жизни», где на дальнем плане появляется хоровод.

Как признавался позже Матисс, на возвращение к мотиву танца его вдохновило посещение бала в Мулен-де-ла-Галетт на Монмартре. Художник вспоминал:
#5
Я смотрел, как танцуют. В особенности смотрел на фарандолу… Танцоры, держась за руки, пробегают через зал, как лентой обвивая немного ошеломленных людей… Вернувшись к себе, я сочинил мой танец на плоскости четырехметровой длины, напевая мотив, который услышал в Мулен-де-ла-Галетт, так что вся композиция, все танцующие движутся в едином ритме.
#3
Будучи в 1909 году в Париже, Сергей Щукин посетил Матисса и, застав его работающим над первой версией «Танца», предложил написать другое панно на тот же сюжет и такого же размера.

Перед отправкой в Россию, с 1 октября по 8 ноября 1910 года, панно «Танец» и «Музыка» экспонировались в Осеннем салоне в Париже, где подверглись ожесточенной критике. 

Потрясенный первым впечатлением от полотен молодой Борис Терновец (будущий директор Государственного музея нового западного искусства, впоследствии хранивший эти картины) уже тогда писал сестре:
#7
Если стоять в полутемной комнате рядом и слегка прищурить глаза — получается что-то фантастическое, сказочное, все оживает, движется, несется в диком неудержимом порыве. Это лучшее из того, что создано Матиссом, и, быть может, лучшее из того, что вообще дал пока XX век. Это не живопись (ибо здесь нет формы), не картина — это иной род декоративно-монументального искусства — в тысячу раз сильнейший и потрясающий.
#2
Анри Матисс. «Музыка»
#6
В «Танце» и «Музыке» нашла выражение идея аполлонического и дионисийского начал искусства — концепция, которая в 1870-е годы получила развитие в философии Фридриха Ницше. Экстатический танец пяти женских фигур воплощает собой силу иррационального, инстинктивного в искусстве — не случайно в соответствии с представлениями своего времени «Танец» Матисса становится одновременно и символом женского начала, и первобытного, докультурного состояния человечества. По контрасту персонажи «Музыки» — это мужчины, двое из которых держат в руках музыкальные инструменты — знаки культуры.
read morehide

Танец

Dimensions
258x390 cm
Technique
холст, масло
114
Point your smartphone camera to open in the app
Share
VkontakteOdnoklassnikiTelegram
Share on my website
Copy linkCopied
Copy
Open in app
To see AR mode in action:
  1. Install ARTEFACT app for 
  2. iOS or Android;
  3. Find and download the «Paintings in Details» exhibition
  4. Push the «Augmented reality» button and point your phone's camera at the painting;
  5. Watch what happens on your phone screen whilst you flip through the pictures.
 
We use Cookies
Cookies on the Artefact Website. We use cookies to ensure that we give you the best experience on our website. If you continue without changing your settings, we'll assume that you are happy to receive all cookies on the Artefact website. However, if you would like to, you can change your cookie settings at any time.
Подробнее об использованииСкрыть
Content is available only in Russian
%title%%type%